1 См., например: Рычагова О.Е. Системообразующие факторы права. Томск, 2003. С. 91 и далее.
2 Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 118 — 119.
Считаем, что конструкция предмета отрасли в настоящее время не утратила своего эвристического значения и остается в инструментарии правовой науки. При всей своей относительной определенности отрасли права жестко не разграничены между собой, а их предметы часто образуют так называемые пограничные, или смешанные, области правового регулирования. В этой связи мы будем говорить о сфере действия права социального обеспечения как об области, пределе распространения норм этой отрасли. Ядром такой сферы выступает предмет правового регулирования.
На наш взгляд, можно говорить о «твердом ядре» — предмете отрасли и «мягкой оболочке» — пограничных с другими отраслями областях, которые в совокупности и составляют сферу действия права социального обеспечения. Изменения в характере «оболочки» могут вноситься нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности, тогда как подвижность «ядра» более затруднена и связана с изменениями, вносимыми в основные акты законодательства о социальном обеспечении.
О «широкой» и «узкой» концепции предмета отрасли. Мы уже ранее отмечали, что в советский период вопрос о предмете отрасли права социального обеспечения дискутировался в ключе от узкого до широкого подходов. Современные сторонники широкого подхода к предмету отрасли и последователи позиции Т.В. Иванкиной 1 (М.В. Филиппова и др.), скорректировав свою позицию с действующим законодательством, включают в предмет отрасли не только названные социально-обеспечительные отношения, но и отношения по бесплатному предоставлению образовательных услуг в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе дошкольного образования, а также предоставление жилищных субсидий за счет бюджета. В качестве критерия отнесения перечисленных отношений к социально-обеспечительным называют их социальную алиментарность (долженствование, безвозмездность, безэквивалентность предоставлений) 2 . Следует согласиться, что субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг являются объектом социально-обеспечительных отношений, а именно отношений по государственной социальной помощи и государственному социальному обеспечению. Эти выплаты предоставляются за счет бюджета в зависимости от совокупного дохода семьи на основании региональных стандартов 3 . Аналогичная ситуация с отраслевой принадлежностью складывается и с выплатой жилищных субсидий на приобретение жилья отдельными категориями граждан в рамках отношений по государственному социальному обеспечению.
1 Иванкина Т.В. Правовое регулирование распределения общественных фондов потребления. Л., 1979. С. 24 — 26.
2 Право социального обеспечения / Под ред. М.В. Филипповой. М., 2006. С. 54 — 56.
3 Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // СЗ РФ. 2005. № 51. Ст. 5547.
Иначе мы оцениваем образовательные отношения. На наш взгляд, отношения между образовательным учреждением и обучающимся по поводу получения образовательных услуг на бесплатной основе является предметом конституционного и административного права, а платных образовательных услуг — и гражданского права. Социальные образовательные льготы, которыми вправе воспользоваться инвалиды, дети-сироты и др., при поступлении в образовательное учреждение, а равно получение социальных стипендий являются, на наш взгляд, предметом (объектом) социально-обеспечительных отношений 1 .