Во втором случае обеспечивается охранительное право лица на защиту человеческого достоинства. Это прежде всего нематериальные социальные блага, которые сопровождают социальное обслуживание (социальная реабилитация инвалидов, социальное обслуживание семей с детьми и др.). Вряд ли можно измерить в денежном эквиваленте все виды нематериальных социальных благ, предоставляемых при социальном обслуживании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социальном обслуживании детей в приемных семьях, в социально-реабилитационных центрах для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, центрах экстренной психологической помощи по телефону и т.п. Имеется в виду создание особого реабилитационного психологического климата в отношении лица, нуждающегося в социальной защите. Например, в индивидуальных программах реабилитации инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся специальные разделы, посвященные мероприятиям социально-педагогического, социально-психологического и социально-культурного патронажа семьи, имеющей инвалида; социокультурной реабилитации 1 . Как отмечалось, к нематериальным социально-обеспечительным благам относятся меры защиты человеческого достоинства от посягательств. Так, Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» закреплены право на достойное отношение к телу человека после его смерти и право на погребение умершего с учетом его волеизъявления. Гарантиями названных прав являются необходимость получения при жизни согласия на патолого-анатомическое вскрытие, изъятие органов и (или) тканей, на кремацию и др.
1 Приказ Минздравсоцразвития России от 29 ноября 2004 г. № 287 // Бюллетень трудового и социального законодательства. 2006. № 1.
К нематериальным социальным благам также следует отнести социальные льготы. Как уже отмечалось, в действующем законодательстве отсутствует легальная дефиниция социальных льгот. Законодатель ограничился их перечислением в конкретных законах применительно к отдельным категориям граждан (ветераны, инвалиды, чернобыльцы и т.д.). В литературе ряд авторов необоснованно определяют социальные льготы в качестве социальных услуг. Под социальными льготами мы понимаем предусмотренные законодательством, договорами отдельным категориям лиц преимуществ по сравнению с другими категориями, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты (например, приоритетное (внеочередное, первоочередное) право на получение социальных услуг или социального обслуживания, льготы при оплате жилья и коммунальных услуг и т.п.). Как справедливо отмечается М.В. Филипповой, льгота может иметь только организационный характер, направленный на облегчение доступа к социальному благу, процедуры реализации права на социальное обеспечение 1 .
1 Право социального обеспечения / Под ред. М.В. Филипповой. М., 2006. С. 412.
Таким образом, материальные социально-обеспечительные блага (пенсии, пособия и т.д.) призваны компенсировать, восстановить имущественную сферу жизнедеятельности лица, его материальное положение, нематериальные социально-обеспечительные блага — неимущественную социальную сферу, т.е. обеспечивают условия восстановления социального статуса лица.
И, наконец, последнее замечание в отношении характеристики социальных благ как предмета социально-обеспечительных отношений. Следует отметить, что они сохраняют свой характер социального обеспечения вне зависимости от того, в каком порядке они предоставляются и оплачиваются. Так, характер социальной услуги не может зависеть от исполнителя этой услуги и способа ее оплаты. Например, медицинские услуги, оказываемые как на условиях обязательного медицинского страхования, так и договорные платные должны обладать определенным государственным уровнем качества и безопасности и одинаково гарантировать социальную защиту ее потребителю. Согласно Федеральному закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в первоначальной его редакции речь шла о Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151, которые оказывались как бесплатно, так и на условиях частичной или полной оплаты. В действующей редакции названного Закона и Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» государственные стандарты социального обслуживания, объем, качество услуг и порядок, условия их предоставления устанавливаются на уровне субъектов РФ.