В действующем российском законодательстве отсутствует единая (общая) модель правоотношения по обязательному социальному страхованию. В ряде случаев застрахованное лицо не является самостоятельным субъектом социально-страховых отношений, договор о социальном страховании заключается в его пользу между страхователем и страховщиком (негосударственный пенсионный фонд и др.) или страховой организацией (обязательное медицинское страхование). Однако это не означает, что данные отношения не носят социально-обеспечительной природы и исключаются из предмета отрасли права социального обеспечения. Названные отношения по своей природе и назначению являются производными, непосредственно связанными с социально-страховыми отношениями. Иную позицию занимает наш законодатель, регулируя эти отношения в режиме гражданского и финансового права.
Основаниями возникновения социально-страховых правоотношений является сложный фактический состав. Он содержит:
наступление страхового случая. Социальное страхование (в широком смысле) осуществляется от конкретного социального риска (утрата заработка или работы);
наличие факта социального страхования от социального риска, т.е. состояние, которое мы назовем «быть застрахованным» на основании закона или договора (юридический факт — состояние), либо наличие у застрахованного лица страхового стажа;
решение соответствующего органа социального страхования, принятое в силу волеизъявления лица.
Каждый вид социального страхового риска имеет свою природу, поэтому и формы защиты, а значит, и организация социального страхования различаются по видам и формам. Поэтому характер и виды социальных рисков можно положить в основу классификации социально-страховых правоотношений. Отсюда можно выделить следующие их виды:
по пенсионному страхованию;
по страхованию временной нетрудоспособности;
по страхованию граждан, имеющих детей;
по медицинскому страхованию;
по страхованию на случай смерти лица;
по страхованию профессиональных рисков.
Как уже отмечалось, правоотношения по страхованию безработицы по воле российского законодателя изменили свою правовую природу, утратив страховой характер. Сегодня это отношения по государственному социальному обеспечению за счет бюджетных средств.
Страховой случай как реализация социального риска в качестве основания возникновения страхового правоотношения может предусматриваться законом или договором. В этой связи социально-страховые правоотношения можно также классифицировать на две группы: обязательные и добровольные. В основе обязательных социально-страховых отношений по общему правилу лежат распределительные солидарные принципы. Так, в обязательном пенсионном страховании, основанном на распределительной системе, т.е. солидарности поколений, взносы нынешних пенсионеров получало в виде пенсий предыдущие поколение пенсионеров. Распределительная система осуществляется в обязательном порядке и может эффективно функционировать только на государственном (публичном) уровне, в то время как накопительная система в социальном страховании предполагает индивидуализацию страховых взносов и функционирование на частных (договорных, добровольных) началах. В накопительной системе страховые выплаты производятся либо только из тех сумм, которые имеются на личном пенсионном счете, либо из общей суммы пенсионных резервов по установленной схеме. Здесь определяющую роль играет инвестиционный процесс, обеспечивающий сохранность или преумножение страховых взносов. Однако это не означает, что участники этой накопительной системы не являются субъектами права социального обеспечения. Несомненно, что отношения, возникающие в связи с инвестированием средств фондов, остаются гражданско-правовыми. В предмет отрасли права социального обеспечения, по нашему мнению, должны включаться социально-страховые отношения, возникающие в связи с выплатой лицу социально-страховых пенсий, пособий и т.п. Публичная составляющая правового механизма регулирования социально-страховых отношений связана с предоставлением лицу гарантий на социальное обеспечение. В российском пенсионном законодательстве мы имеем дело с «весьма нежизнеспособным гибридом» в виде накопительной части пенсии по обязательному пенсионному страхованию, которая может формироваться с участием как государственного ПФР, так и негосударственных пенсионных фондов по выбору лица.