1 Еркина Г.А. Особенности функционирования отдельных видов социального страхования в развитых странах // Труд за рубежом. 1994. № 3. С. 49 — 52; Шестакова Е.Е. Главные направления реформирования организации и финансирования медицинского обслуживания // Там же. 1998. № 2. С. 57 — 78.
2 Антропов В.В. Пенсионное и медицинское страхование в Германии // Труд за рубежом. 2000. № 4. С. 99 — 116.
И третья модель предусматривает медицинское обслуживание в основном за счет пациентов — потребителей медицинских услуг. Так, в США исторически сложилась ведущая роль частного медицинского страхования населения по месту работы. Доступ к медицинской помощи связан не просто с занятостью, а прежде всего с конкретным предприятием, что порождает «букет» проблем, связанных с неполным охватом медицинским страхованием населения, «неравномерностью и непостоянством» объема страховых медицинских услуг при смене места работы. Следует иметь в виду, что в США отсутствует общенациональная система здравоохранения. Возникшие только в 60 — 70-е гг. государственные программы медицинского страхования (в основном федеральные программы Medicare для пожилых людей и инвалидов и Medicaid — для определенной части бедного населения) ограничиваются теми категориями населения, которые обычно выпадают из системы частного страхования. О них уже говорилось. Президентом Б. Клинтоном была предпринята попытка распространить систему медицинского страхования на все население страны. Работодатели должны оплачивать до 80% взноса на стандартный план, покрывающий набор медицинских услуг, гарантированный федеральным правительством. Сами страхуемые компенсируют разницу между взносом работодателя и стоимостью выбранного им плана. Однако программа Б. Клинтона по усилению государственного вмешательства в медицинское страхование потерпела фиаско. В то время как работодатели Европы отдают предпочтение государству как организатору медицинских программ, в США работодатели выступают против введения так называемой социализированной медицины 1 .
1 Григорьева Н.С., Чубарова Т.В. Обеспечение работающих медицинскими услугами: опыт США // Там же. 1998. № 4. С. 120 — 132.
С начала 80-х гг. в Чили введена новая система медицинского обслуживания, финансовую основу которого составляют взносы занятого населения и пенсионеров (5,7% от заработной платы или пенсии). Работодатели в финансировании медицинского обслуживания не участвуют. Оплата населением медицинских услуг зависит от уровня дохода пациента и вида медицинской помощи. Пациенты, имеющие месячный доход ниже минимальной зарплаты, медицинские услуги получают бесплатно, но только необходимые и в минимальном объеме. Остальные услуги граждане оплачивают до 50% от стоимости большей части медицинской помощи 1 .
1 Шестакова Е.Е. Социальные реформы в Чили // Труд за рубежом. 1994. № 1. С. 97 — 101.
Думается, что названные примеры медицинского обслуживания служат яркой иллюстрацией необходимости поиска оптимального соотношения публичных и частных начал в правовом регулировании систем социального страхования, в том числе и медицинского, определения правового статуса их участников.