Фонды обязательного медицинского страхования, будучи стороной договора о финансировании, также наделены публичными полномочиями по контролю за правильностью и обоснованностью использования страховыми медицинскими организациями полученных средств. Эти договоры относительно самостоятельны, они не носят социально-обеспечительного характера.
Оказание медицинской помощи и обслуживания населения носит безусловный характер. При этом объем предоставляемых медицинских услуг работающему населению не зависит от размеров средств в составе ЕСН, которые работодатель (страхователь) перечисляет в фонд обязательного медицинского страхования. По сути, отсутствует соотносимость медицинского обеспечения с размерами уплаченных страховых взносов в составе ЕСН. В таком же объеме (территориальной программы обязательного медицинского страхования) предоставляются медицинские услуги неработающему населению. Система обязательного медицинского страхования является страховой только по форме, а не по существу. Фактически она представляет собой государственную систему медицинского обеспечения по минимальным стандартам. В этой системе задействовано, на наш взгляд, «лишнее звено» — страховые медицинские организации, деятельность которых носит посреднический характер. В то время как Законом «Об основах обязательного социального страхования» посредническая деятельность в этой сфере не допускается.
В науке права социального обеспечения обосновываются пути решения поставленных проблем. Так, М.Ю. Федорова считает, что специфика социальных рисков, компенсируемых в системе обязательного медицинского страхования, обусловливает необходимость его отмены для неработающего населения. Гарантии медицинской помощи в этом случае должны предоставляться в системе государственного социального обеспечения с финансированием из бюджетов. Обязательное медицинское страхование работающих граждан необходимо объединить со страхованием на случай временной нетрудоспособности, усилив его профилактическую направленность, и осуществлять через фонд социального страхования 1 .
1 Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2003. С. 357.
Дополнительные медицинские услуги сверх названных программ лицо поручает по договору добровольного медицинского страхования за свой счет или страхователя (работодателя).
Сегодня много пишут о проблемах медицинского страхования, решение которых нам видится в поиске оптимального соотношения обязательного и добровольного страхования на основе договоров о медицинском страховании, которые имели бы ярко выраженную социально-обеспечительную природу. В этой части весьма показателен зарубежный опыт как в позитивном (например, медицинское страхование в Германии), так и негативном для нас плане (например, медицинское страхование в Чили).
Объектом социально-страховых правоотношений являются социально-страховые выплаты (пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и др.) и социально-страховые услуги (медицинские и др.). Размер трудовых пенсий и страховых пособий зависит от прошлого заработка работника, продолжительности страхового стажа, т.к. они призваны компенсировать последствия страхового случая.
Социально-страховые выплаты носят условно-эквивалентный характер и компенсируют, как правило, утраченный заработок в размере не ниже 60% (пособие по временной нетрудоспособности), 75% (пенсии по возрасту и т.д.). Указанные размеры в целом соответствуют международным стандартам. Согласно Конвенции МОТ № 102 (1952 г.) минимальные нормы социального обеспечения по основным видам социальных рисков (по болезни, безработице, инвалидности и др.) призваны компенсировать утраченный заработок в размере не ниже 50%. По общему правилу на размер социально-страховых выплат не должно влиять материальное положение лица.