1 Право социального обеспечения / Под ред. М.В. Филипповой. М., 2006. С. 365 — 366 (автор главы Е.Н. Доброхотова).
Не возражая против особенностей рассматриваемых видов правоотношений, мы полагаем, что они составляют родственную группу правоотношений по защите лиц от последствий реализации социальных рисков, объективно нарушающих жизнедеятельность лица, преодолеть которые он не может самостоятельно. Трудная жизненная ситуация охватывает широкий перечень случаев: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, бедность, безработица, отсутствие определенного места жительства и т.п. Таким образом, социальная помощь как кратковременного, так и постоянного характера охватывает случаи не только материальной необеспеченности, но и предоставления довольно широкого спектра нематериальных социальных благ (социальная адаптация и реабилитация), обеспечивающих преодоление трудной жизненной ситуации (устройство ребенка в приемную семью, организация досуга пенсионеров, восстановление психологического статуса лиц, пострадавших от насилия в семье, и т.д.). Речь идет о системе мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности лица. Иными словами, в правоотношениях по социальной помощи и социальному обслуживанию обеспечивается не только компенсация последствий ограничения жизнедеятельности, но и восстановление (реабилитация) утраченных возможностей к самообеспечению либо адаптация к новым условиям жизни (профессиональное переобучение инвалидов и безработных и др.). По действующему законодательству государство гарантирует право на социальную помощь и социальное обслуживание всем гражданам при наличии к тому оснований, предусмотренных законом. Объемы социальной помощи и обслуживания в каждом конкретном случае индивидуализируются с учетом характера трудной жизненной ситуации, уровня материальной обеспеченности лица, потребностей в предоставлении конкретных видов социального обеспечения.
Социальная помощь всегда носит безвозмездный характер, а социальное обслуживание предоставляется как на безвозмездной основе, так и на основании оплаты социальных услуг (полностью или частично). Здесь следует отметить, что в настоящее время в теории российского права социального обеспечения отрицается социально-обеспечительный характер правоотношений по социальному обслуживанию с полной его оплатой клиентом независимо от того, что социальные услуги предоставлялись в том числе и государственными, муниципальными социальными службами. В этом случае ряд ученых названные услуги не признают в качестве социальных и правовое регулирование отношений по предоставлению таких услуг не включают в предмет отрасли права социального обеспечения 1 . Мы же придерживаемся иного подхода, утверждая, что форма оплаты не может предопределять правовую природу и целевую направленность социальной услуги как предмета социально-обеспечительных отношений.
1 Благодир А.Л. Социальное обслуживание в системе права социального обеспечения. Киров, 2002. С. 21; Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007. С. 528; и др.
Адресный характер социальной помощи и социального обслуживания диктует и уровень правового регулирования рассматриваемого вида социально-обеспечительных отношений. Социальная помощь и социальное обслуживание по своей природе являются местными (как правило, муниципальными): член общества получает социальную поддержку в той среде, где он постоянно проживает, где реально можно определить уровень его материальной обеспеченности, потребности в иных видах социальной помощи. Именно по муниципальному принципу строятся социальная помощь и обслуживание в скандинавских странах (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия). В действующем российском законодательстве довольно четко прослеживается тенденция передачи полномочий в этой сфере с федерального уровня на региональный и отчасти местный. Отдельные виды социальной помощи остаются федеральными по уровню правового регулирования и финансируются за счет федерального бюджета (например, ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, единовременные денежные пособия беженцам и вынужденным переселенцам). Субъекты РФ устанавливают размер социальной помощи в зависимости от финансовых возможностей бюджета. Более того, законодательством субъектов РФ о социальной помощи нередко предусматриваются правовые механизмы сотрудничества государственных, муниципальных органов и общественных организаций в этой сфере. Имеется в виду формирование специальных комиссий из представителей перечисленных субъектов при назначении тех или иных видов социальной помощи, рассмотрении споров.