Следует отметить, что в странах Восточной Европы (бывшего социалистического лагеря) законодательно установлено финансирование специальных фондов занятости (выплаты пособий по безработице) за счет страховых взносов как работодателей, так и работников (Болгария, Венгрия, Румыния, Чехия).
Кроме того, по уровням правового регулирования можно выделить правоотношения по государственному социальному обеспечению за счет средств федерального бюджета (федеральный уровень), бюджетов субъектов РФ (региональный) и местных бюджетов (муниципальный уровень). Так, например, на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления принимаются законы и иные нормативные правовые акты о социальной поддержке многодетных семей, предусматривающие следующие меры: скидки при оплате коммунальных услуг, бесплатное обеспечение детей из многодетных семей до достижения ими возраста 6 лет лекарствами, приобретаемыми по рецептам врачей; бесплатное посещение учреждений культуры, находящихся в государственной собственности субъекта РФ, и др.; законы о поддержке одаренных детей, устанавливающие выплату ежегодных стипендий и премий, издание публикаций творческих работ одаренных детей и др.; законы о губернаторских дополнительных пособиях на случай рождения ребенка, на дополнительное питание беременным женщинам, о ежегодных выплатах гражданам, проживающим на территории муниципального образования, награжденных знаком «Почетный донор России»; и т.д.
Правоотношения по государственному социальному обеспечению — это публичные односторонние обязательственные отношения, по которому одна сторона — физическое лицо вправе требовать государственного обеспечения в объеме, предусмотренном законом, а другая сторона — государство в лице своих органов обязана в безусловном порядке его предоставить.
8.9. Право на социальное обеспечение
в системе прав человека
Право человека — важнейшее звено философского
понимания права… комплекс разноотраслевых элементов.
С.С.Алексеев
Конституция РФ (ст. 2) провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». В отечественной науке проведено достаточно много исследований, посвященных как правам человека в целом, так и социальным правам в частности 1 . Между тем право на социальное обеспечение как относительно обособленный феномен в системе прав человека, безусловно, заслуживает специального исследования. Не претендуя на всестороннее исследование, остановимся на общих методологических подходах в определении природы права на социальное обеспечение.
1 Глухарева Л.И. Права человека. Гуманитарный курс. М., 2002; Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2003; Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996; Права человека накануне XXI века / Под ред. Б. Гросс и др. М., 1994; Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2000; Рассказов Л.П., Упоров И.Е. Естественные права человека. СПб., 2001; и др.
Во-первых, к содержанию социальных прав необходимо подходить конкретно-исторически. Современное право на социальное обеспечение, зафиксированное в международно-правовых документах, конституциях и законодательстве экономически развитых государств, — результат длительного исторического становления и развития прав человека.