Во-вторых, в становлении права на социальное обеспечение огромную роль сыграло его идеологическое и доктринальное обоснование — учение о естественных и прирожденных правах человека (учение о праве человека на достойное существование) и юридико-позитивистское учение о правах человека. Напомним, что в теории права общепринятой считается концепция «поколений» прав человека. Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности свободы и равенства, которые были сформулированы в ходе буржуазных революций. Имеются в виду личные (гражданские) и политические права как основные естественные и неотчуждаемые права человека. Эти права не зависят от государства, правовое государство обязано их обеспечить, воплощая в законодательстве. Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения, повышение культурного статуса (так называемые позитивные права), для реализации которых требуется целенаправленная деятельность государства по обеспечению указанных прав. Речь идет о социальных, экономических и культурных правах. Сама идея социальных прав связана с идеей социального государства. Третье поколение прав человека стало формироваться после Второй мировой войны и связано с правом народов на мир, безопасную окружающую среду, международный информационный порядок и т.д.
В-третьих, право на социальное обеспечение — это сложное по своей природе право, которое сформировалось как самостоятельный правовой феномен на пересечении публичных (административное право), частных (гражданское право) отраслей права и генетически связано с административным и трудовым правом. Право на социальное обеспечение представляет собой дихотомию публичных и частных начал и реализуется в рамках двух основных организационно-правовых форм: социального страхования и социальной помощи (обслуживания), каждая из которых характеризуется сочетанием обязательных (государственных) и добровольных (договорных) систем. При этом «основная нагрузка» приходится на публичную составляющую в структуре права на социальное обеспечение. Рассмотрим заявленные тезисы по порядку.
Предпосылки формирования права на социальное обеспечение. Право в сословном (или кастовом) обществе основано на правовом неравенстве членов общества. По формационной периодизации это право периодов рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций. Этот этап охватывает эпохи Древнего мира, Средних веков и части Нового времени. Нормативные акты о социальном обеспечении отражали различное правовое положение каждого сословия (касты). Сословно-кастовые общества имели иерархическое строение: различались высшие, менее высокие по социальному положению; низшие, непривилегированные; наконец, бесправные сословия; у каждого из них был особый правовой статус. Право сословного общества закрепляло иерархическую социальную структуру общества, где каждое сословие было привязано к определенной сфере общественного труда. Здесь речь идет о праве-привилегии увечных воинов на государственное обеспечение; об общинной взаимопомощи крестьян, о цеховом страховании ремесленников; репрессивном законодательстве, направленном против нищих и бродяг, и др. Для сословно-кастовых обществ была характерна тесная связь религии и права.
Правовое регулирование социального обеспечения в эти периоды прошло несколько фаз 1 . В примитивном обществе право бедного на поддержку обосновывалось каузально. Это право вытекало из принадлежности к конкретной социальной группе. Средневековая община, цех считали своей обязанностью заботу об обедневших сочленах. На тех же основаниях осуществляли заботу о бедных церковные приходы. При каузальном обосновании права на социальную помощь человек рассматривается как продукт среды, которая и несет ответственность за его бедственное положение, и на этой основе строится право требования помощи, обращенное к общине, цеху, приходу.