Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Курс права социального обеспечения — Страница 332 — Ваш юрист

Курс права социального обеспечения

 

1 В основу классификации этапов становления права на социальное обеспечение мы возьмем схемы, предложенные Г. Зиммелем и А.Ю. Вегнером (Вегнер А.Ю. Пенсии престарелым или страхование на случай старости? Харьков, 1907).

Как уже указывалось, первоначально обеспечение неимущих (стариков, вдов, детей-сирот, нетрудоспособных, а затем в некоторой части безработных и многодетных семей) выражалось в следующих формах. Во-первых, это право-привилегия для бывших воинов и представителей привилегированных сословий, во-вторых, церковная благотворительность, в-третьих, частная благотворительность, доминировавшая над церковной с XVIII в., в-четвертых, формы социальной солидарности и коллективной взаимопомощи (цеховой, общинной и др.).

К концу Средневековья, когда общины и приходы уже не справлялись с функцией вспомоществования, под напором возрастающих требований пауперов всю систему призрения пришлось строить на иных принципах. Изменилось и обоснование права бедного на призрение. Оно стало телеологическим, где нуждающийся бедный — лишь средство, а цель системы призрения — обеспечить защиту общества. Такое положение сохранялась вплоть до начала XX в. Как уже отмечалось ранее, И.А. Покровский обратил внимание на парадоксальную ситуацию, когда практически единодушно признается обязанность государства призревать бедных и обеспечивать социально незащищенные слои населения. В то же время учеными и политиками почти так же единодушно отрицается корреспондирующее этой обязанности право частного лица на помощь со стороны государства. В соответствии с этим у государства есть обязанность «спасать от голодной смерти», но у отдельного лица нет права «быть спасенным от голодной смерти». И.А. Покровский в этой связи провел параллель с юридической защитой животных, мучить которых не разрешается из соображений «общественного блага». Отсюда отношение к государственной обязанности по социальному обеспечению как к государственной благотворительности и определение размеров социальных ассигнований не из действительных нужд, а из состояния финансов. Все это делает возможность смерти отдельного лица от голода не только фактически, но и юридически вполне мыслимой 1 .

 

1 Новгородцев П.И., Покровский И.А. О праве на существование. Социально-философские этюды. СПб.-М., 1911. С. 23 — 29.

Как писал А.Ю. Вегнер, целью общественного призрения здесь выступает благо социального целого, о бедном заботятся лишь для того, чтобы он не перешел в ряды активно вредных врагов общества. Государство обязано призревать бедных, но этому отнюдь не всегда соответствует право отдельного нуждающегося на призрение 1 . Государство может делегировать часть своих функций уже существующим организациям — церковным приходам, земствам. Государственная помощь также осуществлялась, но носила чаще всего бессистемный и эпизодический характер. Напомним, что государственные мероприятия против бедности в XV — XVII вв. имели в значительной части репрессивный характер (уголовное преследование бродяжничества и др.).

 

1 Вегнер А.Ю. Пенсии престарелым или страхование на случай старости? Харьков, 1907. С. 4 — 6.

Пожертвование на развитие ресурса