В России этот процесс шел с некоторым опозданием по сравнению с западным опытом. Российское законодательство о социальном обеспечении до второй половины XIX в. связано с отдельными, фрагментарными актами 1 .
1 См. подробнее: Лушников А.М. Становление и развитие науки трудового права и науки права социального обеспечения в России. Ярославль, 2001; Курс российского трудового права / Под общ. ред. С.П. Маврина, А.С. Пашкова, Е.Б. Хохлова. Т. 2. М., 2001.
Таким образом, начиная с 30-х гг. XIX в. создаются государственные структуры, осуществляющие функции призрения. В самом конце XIX в. появляется государственное пенсионное обеспечение по старости, а в отдельных странах — и по инвалидности. Кассы рабочей взаимопомощи (страховые кассы) с середины XIX в. были введены в законодательное поле, но остались, по сути, органами рабочей взаимопомощи при незначительном участии работодателей. Таким образом, социальное обеспечение в конце XIX — начале XX вв. строилось по двум основным направлениям: социальная помощь за государственный счет отдельным категориям населения и социальное страхование (обязательное и добровольное). Социальное законодательство представляло собой неразрывную смесь частных и публичных начал в правовом регулировании социально-обеспечительных отношений. Капиталистический способ производства стал основой для возникновения не только трудовых прав, но и права на социальное обеспечение как структурно-сложного права, реализация которого основана на принципах, сочетании государственной социальной помощи и социального страхования.
Доктринальное обоснование права на социальное обеспечение обусловливалось единством и борьбой двух основных учений о правах человека: естественно-правовом и позитивистском. Теория естественного права постулировала право на существование. Таким образом, право на социальное обеспечение генетически вытекало из права на существование. Кроме того, зарождение и становление права на социальное обеспечение стали одним из факторов, в значительной степени объединяющих, сближающих названные учения естественного права и правового позитивизма. Тому пример учение немецкого юриста Г. Еллинека, который выступал за активную роль государства в социальной сфере, предложив разделить субъективные права на частные субъективные и публичные субъективные. Последние включали право на положительные услуги со стороны государства, что подводило основу под активную роль государства в обеспечении и защите прав человека, в том числе социальных 1 .
1 Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина. М., 1906.
Таким образом, XIX в. и начало XX в. — это время формирования, становления и легализации права на социальное обеспечение, которое было основано на публично-частной дихотомии и тесно связано также с основными вопросами философии государства и права, особенно с идеями естественного права и правового позитивизма. Доктринальное обоснование социальных прав не предполагало дистанцирования, противопоставления названных учений о правах человека.
В правовом государстве господствующим направлением общественно-политической мысли становятся либерализм, защита гражданских свобод, свободы частной инициативы, предпринимательства, свободы слова, совести, печати. Особенно настойчиво либерализм отстаивал невмешательство государства в экономическую жизнь. Государство согласно этой концепции должно лишь обеспечить безопасность личности, частной собственности, охранять общество, основанное на гражданской свободе. Либеральные лозунги о защите общества и личности от государственной власти фактически означали нейтральность государства, роль ночного сторожа в борьбе наемных работников и работодателей, имущих классов и бедных, нищих.