1 Межибовская И.В. Международное сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан в сфере социального обеспечения: современные тенденции и перспективы развития // Современные тенденции в развитии трудового права и права социального обеспечения. М., 2007. С. 670 — 679.
2 См. подробнее: Васильева Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации. Пермь, 2006. С. 53 — 55; Федорова М.Ю. Международные стандарты социального обеспечения // Российский ежегодник трудового права. СПб., 2005. № 1. С. 518 — 519; и др.
Эти проблемы разрешаются в рамках иного режима, основанного на коллизионной привязке «места работы, места уплаты страховых взносов». Он означает применение законодательства о социальном обеспечении сторон международного договора в зависимости от времени (продолжительности) трудовой деятельности, уплаты страховых взносов на территории каждого государства. Он характерен, в основном, для социально-страховых пособий, выплат из общественных (государственных) фондов социального обеспечения.
Отметим, что в актах МОТ устанавливаются коллизионные правила, основанные на сочетании рассматриваемых режимов приобретения, сохранения и возобновления социально-обеспечительных прав. Так, Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» закрепляет равенство обращения с лицами, не являющимися гражданами страны проживания. Однако в этой Конвенции предусматриваются исключения в отношении лиц, не являющихся гражданами данной страны, в том случае, если пособия или части пособия выплачиваются из государственных фондов.
Конвенция (пересмотренная) № 97 «О трудящихся-мигрантах» (1949 г.) предусматривает, что члены МОТ, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются предоставлять без дискриминации мигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются его собственные граждане в отношении социального обеспечения. Однако допускается существование иных коллизионных правил. Во-первых, законодательство страны иммиграции может предписать особые положения относительно пособий, покрываемых полностью из общественных фондов, и пособий, выплачиваемых лицам, не отвечающим условиям для получения нормальной пенсии. Например, по законодательству Финляндии разрешается перевод пособий (сохранение права на получение этих пособий) как гражданам страны, так и трудящимся-мигрантам, но только в отношении долгосрочных пособий (пособия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, в связи с производственной травмой). Во многих странах существуют ограничения по переводу за границу пособий по безработице. Во-вторых, могут приниматься особые соглашения для сохранения уже приобретенных прав или прав, находящихся в процессе приобретения. Например, в Договоре между Россией и Королевством Испании (11 апреля 1994 г.) устанавливается, что каждая договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает часть пенсии, соответствующую страховому или трудовому стажу, приобретенному на ее территории, а в случае, если сумма пособий выплачиваемых сторонами, не достигнет минимального размера, установленного в стране проживания, то эта страна выплачивает ему и разницу, гарантирующую указанный минимум.
В Европейской социальной хартии (ст. 12) также предусматривается коллизионная норма о предоставлении, сохранении и возобновлении права в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной страны в другую путем аккумуляции страхового или трудового стажа в соответствии с законодательством каждой из сторон на основе двухсторонних и многосторонних договоров.