9.4. Основные международно-правовые гарантии
социально-обеспечительных прав
Международно-правовые гарантии социально-обеспечительных прав — это предусмотренные международно-правовыми актами средства и способы, с помощью которых обеспечиваются права человека и гражданина в сфере социальной защиты. По нашему мнению, в перечень этих гарантий включаются следующие:
международно-правовые формы и способы защиты социальных прав;
социально-партнерские механизмы обеспечения социальных прав;
деятельность специализированных органов (организаций) по реализации специальных международных программ, целью которых является социальная защита.
Международно-правовые формы и способы защиты социальных прав. Для эффективного обеспечения исполнения этого законодательства требуются соответствующие механизмы: международный контроль, деятельность международных судебных органов, а также создание специализированных органов.
Международный контроль МОТ. Международная организация труда имеет одну из эффективных систем международного контроля за соблюдением норм международного трудового и социального права. В эту систему включаются следующие механизмы. Во-первых, ст. 22 Устава МОТ предусматривает, что каждое государство-член обязуется предоставлять ежегодные доклады в МБТ относительно принятых мер для применения конвенций, к которым он присоединился. В отношении нератифицированных конвенций в соответствии со ст. 19 Устава государства-члены должны сообщать о тех обстоятельствах, которые препятствуют ратификации конвенции или задерживают ее. Во-вторых, Уставом МОТ установлена особая процедура рассмотрения жалоб на нарушения государствами-членами МОТ обязательств по соблюдению международных стандартов. Организации предпринимателей и трудящихся могут подавать в МБТ представление на несоблюдение каким-либо государством-членом ратифицированной им конвенции. Кроме того, каждая страна-участница МОТ имеет право подать в МБТ жалобу на другое входящее в нее государство, которое, по его мнению, не обеспечивает соблюдение какой-либо конвенции, которую они оба ратифицировали. В-третьих, по соглашению с Экономическим и социальным советом ООН Комитет по свободе ассоциации рассматривает жалобы, поступающие от правительств, организаций трудящихся и предпринимателей в связи с нарушением свободы объединений.
В юридической литературе многими авторами высказывается суждение о том, что контроль со стороны МОТ за применением законодательства о социальном обеспечении является недостаточно эффективным, так как отдельным гражданам не предоставлено право обращения с жалобами в эту организацию.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Ярким примером судебного контроля служит деятельность Европейского суда по правам человека. Этот суд не является высшей судебной инстанцией для судов государств — участников Конвенции 1 . Между тем по его решениям государства-участники, как правило, принимают следующие меры: отменяется вынесенный судом государства-участника приговор (решение) по делу заявителя; вносятся изменения в национальное законодательство; изменяется судебная практика государства-участника. Правовая позиция Европейского суда по правам человека становится источником национального права.
1 См. подробнее: Лукьянцев Г.Е. Европейские стандарты в области прав человека: теория и практика функционирования Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. М., 2000; Славкина Н.А. Механизм защиты прав человека в Европейском суде по правам человека // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Нижний Новгород, 2003. С. 465 — 484; Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. М., 1997; и др.