Между тем в литературе отмечается, что соответствующие межгосударственные институты в рамках СНГ не вносят заметного вклада в защиту социальных прав граждан. Так, хотя принятые Экономическим судом СНГ решения способствуют правильному применению законодательства о социальном обеспечении государств — членов СНГ, однако он принимает решения лишь по запросам органов СНГ. Отдельные граждане лишены возможности обращения с заявлениями в названный суд 1 .
1 Говорухина Е.Ю. Применение норм права социального обеспечения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 21.
Европейский суд Евросоюза. Соблюдение социально-трудовых стандартов Евросоюза (ЕС) также обеспечивается широким спектром средств защиты, включая судебный контроль. В 1994 г. была принята специальная директива, устанавливающая ответственность национальных властей за неприменение на их территории европейского законодательства. В Европейском суде неоднократно рассматривались дела и выносились частные определения в адрес Франции, Греции, Бельгии и других государств за несоблюдение директив о тендерном равенстве в системе социального обеспечения. Например, весьма своеобразны с позиций принципа гендерного равенства решения Европейского суда по пенсионным делам. Так, он выступает за то, чтобы мужчины получали в частных пенсионных системах пенсию с того же возраста, что и женщины. Установление различного пенсионного возраста для мужчин и женщин в частной пенсионной системе признано дискриминацией женщин применительно к ст. 119 Римского договора. Вместе с тем установление различного возраста выхода на пенсию мужчин и женщин в государственной пенсионной системе не может считаться дискриминацией применительно все к той же ст. 119 Римского договора.
Следует отметить, что в общем процессе гармонизации и унификации социального законодательства, обеспечивающего социальную защиту, создание единого европейского социального пространства идет успешно, и 94,3% европейских директив уже включены в национальное законодательство стран ЕС, а четыре государства (Дания, Испания, Финляндия, Швеция) адаптировали 100% правовых актов Европейского союза 1 .
1 Каргалова М.В. Занятость как высший приоритет социальной политики XXI века // Труд за рубежом. 2003. № 1. С. 5.
Уполномоченный по правам человека. Среди способов защиты социальных прав следует назвать и обращение с жалобой к Уполномоченным по правам человека (омбудсман). Институт омбудсмана возник в Швеции еще в 1809 г. Парламент страны принял «Документ о правлении», который был основан на идее разделения властей. Начиная с 1919 года, подобные органы постепенно учреждались в других странах и вошли в систему правового контроля. В государственно-правовом смысле омбудсман понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом страны на охрану прав граждан и на опосредованный контроль за всеми государственными должностями. В практике зарубежных стран омбудсман назначается и освобождается от должности парламентом. В некоторых странах, в первую очередь в скандинавских, имеет место специализация омбудсманов применительно к кругу защищаемых им прав и интересов граждан. Среди них есть и уполномоченные по вопросам равноправия, надзирающие за соблюдением законов о равноправии женщин и мужчин. Несмотря на свою двухсотлетнюю историю институт омбудсмана отсутствовал в странах Восточной Европы. Польша была первым государством из стран бывшего социалистического лагеря, учредив в 1988 г. институт уполномоченного по правам человека.