1.5. Трудовая помощь как средство призрения бедных
(работные (рабочие) дома, общественные работы,
указание (приискание) труда)
Выше мы уже неоднократно отмечали, что, начиная с 80-й новеллы Кодекса Юстиниана, закрепился принцип разделения нуждающихся на трудоспособных и нетрудоспособных. Помощь первым из них посредством предоставления труда, дающего средства на пропитание, постепенно оформилась в отдельную область общественного призрения, получившую название «трудовая помощь». Она включала превентивные меры против бедности (подготовка к труду детей, инвалидов, переподготовка потерявших работу), а затем и содействие в поисках (приискании) работы. Последнее получило наименование «указание труда». Отметим, что трудовой помощи как в России, так и за рубежом в конце XIX — начале XX вв. было посвящено большое число исследований 1 . Многие из них не утратили своего значения в настоящее время. Большие разделы по данной проблеме есть в общих работах по общественному призрению, принадлежащих перу российских ученых, — В.А. Гагена, В.П. Георгиевского, В.Ф. Дерюжинского, западных авторов П. Ашротта, Г.Д. Оссонвиля, Э. Мюстерберга, Т. Фауля, о которых уже говорилось.
1 Ганзен П.Г. Трудовая помощь в скандинавских государствах. СПб., 1899; Гибсон Д. Проблемы бедности и безработица. СПб., 1900; Горовцев А. Трудовая помощь как средство призрения бедных. СПб., 1901; Лекок М. Трудовая помощь во Франции. СПб., 1905; Обнинский П. Трудовая помощь как общественный корректив. СПб., 1898; Раевский А.А. Трудовая помощь как задача государственного управления. Харьков, 1910; и др.
В предыдущем разделе приводились примеры велений представителей высшей власти о привлечении к труду способных к нему нищих под угрозой наказания вплоть до смертной казни. Но данные меры не могли быть эффективными, если за организацию таких работ не бралось само государство. Эта трудовая помощь выражалась в создании работных (рабочих) домов, а затем и в организации общественных работ. В литературе предлагалось работными домами считать только исправительные учреждения с принудительным трудом для профессиональных нищих. Соответственно рабочими домами именовались учреждения, где труд выступал средством общественного призрения и помощи нуждающимся 1 . Но на практике такого различия не проводилось ни в научных исследованиях, ни в официальных документах.
1 Горовцев А. Указ. соч. С. 54 — 55.
Таким образом, «путем опыта человечество приходит к убеждению, что раздача пособий и милостыни, значительное развитие богаделен не только обходится слишком дорого, но и приносит многим нуждающимся в помощи больше вреда, чем пользы, приучая их жить без труда за счет общества или государства» 1 . По мере общественного развития прежние формы призрения заменяются новыми: вместо денег и вещевой помощи нуждающимся дают заработок, обучают ремеслам. Г.Г. Швиттау охарактеризовал трудовую помощь не только как форму благотворительности, но и как принцип рациональной системы общественного призрения, который лежит в основе деятельности домов трудолюбия, организации посредничества по приисканию работы, общественных работ, обучения и подготовки к профессиональному труду, снабжения материалами, орудиями труда, содействия по сбыту продуктов ручного труда 2 .