1 Лушников А.М. Становление и развитие науки трудового права и науки права социального обеспечения в России. Ярославль, 2001. С. 47.
2 Пеллутье Ф. История бирж труда. М., 1906.
Во второй половине XX в. стала складываться смешанная модель трудоустройства и профессиональной подготовки, основанная на тесном взаимодействии государственных и частных органов по трудоустройству на принципах социального партнерства. В 60-е гг. во Франции сложились три вида обеспечения на случай безработицы: 1) общегосударственная система социального страхования по безработице; 2) система государственного вспомоществования; 3) дополнительные системы страхования на случай безработицы. Режим государственной помощи безработным имеет характер вспомоществования и выдается лицам, либо совершенно лишенным средств к существованию, либо имеющим очень незначительные доходы. Для получения государственной помощи в дополнение к страховому пособию по безработице необходимо представить доказательства о нуждаемости, начиная с четвертого месяца безработицы. Выплата пособия не ограничивается сроком, но его размер ежегодно уменьшается на 10% 1 . Важной составляющей политики занятости являются профессиональная подготовка и переобучение безработных. В этой части первым актом государственного вмешательства в осуществление политики занятости явилось создание Законом от 18 декабря 1963 г. Общенационального фонда занятости в целях облегчения трудящимся переквалификации для устройства на работу. Согласно другому Ордонансу от 13 июля 1967 г. были созданы Национальное агентство занятости, его региональные и департаментские центры и местные секции, которые были обязаны заниматься перемещением рабочих, оставшихся без работы, информировать их о вакантных должностях, способствовать прохождению безработными профессионального обучения. Впоследствии отмечается переплетение функций и частных служб занятости через коллективные договоры, частные и предпринимательские органы, связанные с профессиональным обучением. Согласно Закону от 1 июля 1971 г. регулирование конкретных вопросов, связанных с профобучением, осуществляется посредством двух- или многосторонних соглашений государства с обучающими органами, в которых закреплялись сроки стажировки, отпуска для рабочих и распределение расходов, связанных с оплатой стажеров, педагогов и оборудованием учебных центров 2 .
1 См. подробнее: Доморацкая Э.И. Социальное законодательство Франции. М., 1975. С. 158 — 161.
2 Там же. С. 118.
Формально трудоустройство персонала длительное время признавалось монополией государства, но реально это положение не соблюдалось. Более того, частные бюро трудоустройства имели достаточно разветвленную сеть, а государство узаконило практику временного трудоустройства через эти бюро. Временная работа перестала быть второстепенным элементом рынка труда. Деятельность обществ по временному трудоустройству была урегулирована Законом от 3 января 1972 г.
Англия. Первые попытки организации указания труда профессиональными союзами были осуществлены уже в начале XIX в., и вплоть до начала следующего века эта система действовала относительно масштабно и эффективно 1 . В дальнейшем в Англии стала складываться централизованная государственная модель организации трудоустройства. Бюро указания работы начали основываться только с 1885 г., как правило, органами самоуправления. Но масштаб их деятельности до Первой мировой войны был невелик. Наряду с общими бюро труда успешно действовали особые общества для указания труда отдельным категориям работников. Это касается женщин, отставных солдат и матросов, бывших чинов полиции и др. Первый Закон об организации бирж труда был принят в Англии по инициативе У. Черчилля в 1910 г. Образованное в 1916 г. Министерство труда одной из главных своих функций имело оказание услуг по трудоустройству. В Северной Ирландии трудоустройством ведало Министерство здравоохранения и социального обслуживания. В годы экономического кризиса начала 20-х гг. XX в. биржи труда получили более широкое развитие, тем более что впервые пришедшие к власти лейбористы провозгласили ликвидацию безработицы одной из своих партийных целей. В дальнейшем помощь в поиске работы осуществлялась в соответствии с Законом о трудоустройстве и производственном обучении 1948 г. Сеть местных бирж труда в Англии непрерывно росла, и уже к концу 70-х гг. прошлого века их было около тысячи. При некоторых из них имелись специальные местные комитеты по трудоустройству, состоящие из представителей предпринимателей, работников и иных групп населения, которые действовали в качестве консультативных органов. При 38 наиболее крупных биржах труда имелись дополнительные службы трудоустройства для лиц с высшим специальным образованием. При Министерстве труда Англии существовали две специальные службы трудоустройства: для молодежи и инвалидов. Цель первой заключалась в оказании помощи выпускникам школы в выборе профессии, овладении ею и поиске подходящей работы. Эта помощь оказывалась специальными органами в системе народного образования и по большей части финансировалась Министерством труда.