Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 219 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

Местное управление в Бухаре. Бухарское ханство под протекторатом России представляло собой типичное восточное государство во главе с неограниченным светским и духовным владыкой — эмиром. Д.Н. Логофет так описывал характер его власти:

«Среди мусульманских бухарских законоведов распространено толкование, что эмиру по отношению всех его подданных присвоено по шариату (духовному закону) право жизни и смерти, а равно и право на имущество всего населения, что опирается на положение шариата, в силу чего он управляет страной, как пастух управляет своим стадом, и как пастух может зарезать во всякое время любую овцу из своего стада, так и эмир имеет законное право пресечь жизнь любого из населения ему подвластного» [Логофет. 1909. 1 : 232].

Престол эмира наследовался его старшим сыном. В Бухаре, надо оговориться, правила Мангитская династия, по этнической принадлежности — узбеки. Помимо узбеков в ханстве проживали таджики (из них состояло практически все городское население), арабы, евреи и некоторые другие народности.

Центром административного управления ханства являлся двор эмира, министерств как таковых не существовало. Согласно правилам шариата самыми развитыми ведомствами были духовно-судебное и финансово-податное управления. Эмир в основном правил авторитарно, однако ему имелась довольно сильная оппозиция в лице бухарских улемов-законоведов.

Ханство, несмотря на русский протекторат, продолжало сохранять вековой уклад жизни согласно шариату. Вот одна из типичных картинок такой жизни, оставленная нам очевидцем. Речь идет о деятельности такого должностного лица, как ишан-раис («их милость начальник»), в обязанность которого входило «научать правоверных всему хорошему и отучать от всего дурного»:

«Проезжая, например, по чайному ряду, раис останавливался перед лавкой какого-либо купца, и следующие за раисом люди проверяли весы торгующего. Если оказывалось, что они не верны, то раис, не слезая с коня, лаконически называл количество ударов, которые должен получить купец-обвешиватель, при этом никогда не называлась четная цифра, а 7, 9 и т.д. в зависимости от вины купца в погрешностях его весов и от настроения раиса. Один из людей раиса брал купца за руки, оборачивался к нему спиной и, нагнувшись, быстро и ловко вскидывал его к себе на спину так, чтобы его ноги не касались земли. Другой закидывал ему халат и рубаху кверху и, развязав штаны, спускал их, а третий начинал бить палкой по обнаженному телу, при этом кто-либо громко считал удары. Обычно на 8-м ударе уличенный в недобросовестном весе начинал громко кричать, в таких случаях бывало, что раис приказывал считать удары сначала, и таким образом наказуемый получал их больше, чем ему причиталось. После экзекуции ему спускали рубашку и халат и ставили на землю. Затем наказываемый обязан был громко поблагодарить ишан-раиса «за науку и исправление». Делалось это всеми получившими такое внушение с весьма трагикомичным видом: завязывая штаны и рыдая, они, обливаясь слезами, благодарили сурового блюстителя нравов, целуя ему руку. Ни возраст, ни положение торгующего в таких случаях не принимались во внимание: все были равны и каждый получал то, чего заслуживал, по мнению раиса. Некоторое отступление от такой практики было при объезде хлебных рядов. Уличенный в обвешивании хлебопек (он же обычно и хлеботорговец) помимо наказания палками нес еще и материальный убыток: все наличие у него хлеба тут же раздавалось бедным и нищим. При таких объездах города, по мечетям и базарам, раис нередко останавливал встречавшихся взрослых и подростков и экзаменовал их в знании необходимых молитв и ритуала; с обнаружившими слабое познание в этом поступали так же, как и с торговцами. В 1907 г. я наблюдал в Бухаре такой случай. Ишан-раис, подвергнув в мануфактурном ряду экзекуции весьма почтенного и тучного купца за обмер покупателей, поехал дальше и увидел шедшего вдоль лавок очень красивого и весьма щеголевато одетого юношу с розой, свисавшей из-под шелковой чалмы; он крайне весело и беззаботно посматривал по сторонам. Раис остановил его и приказал прочитать первую суру Корана, эту «отче наш» мусульманского Востока. Молодой человек стал читать, но сбился и замолк. Раис спросил, чей он сын. Так как оказалось, что провинившийся был сыном сановника, то экзекуция была произведена довольно сурово» [Семенов. 1954. С. 46].

Пожертвованите на развитие ресурса