Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 463 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

19 августа 1991 г. агония Советского Союза вступила в завершающую фазу. В означенный день был образован Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в СССР. Статус этого органа был неясен с самого начала, поскольку высшие органы власти на тот момент — Съезд народных депутатов, Верховный Совет и Президент СССР — не имели к его созданию никакого отношения. Можно сказать, он образовался стихийно — «группой товарищей», в него входили ряд высших должностных лиц СССР и представители некоторых общественных организаций. Видимость правового основания существования ГКЧП придавал п. 3 «Заявления Советского руководства» от 18 августа 1991 г. На самом деле это был, пожалуй, один из самых существенных промахов ГКЧП, поскольку формально этот орган был совершенно незаконен.

Другим важным промахом ГКЧП стал указ вице-президента СССР 1 Г.И. Янаева от 18 августа 1991 г., которым он возложил на себя обязанности Президента СССР. Неправомерность этого указа также очевидна, поскольку никаких официальных данных медицинского характера о состоянии здоровья Горбачева опубликовано не было. Только такие данные могли служить основанием (legitimatio causa) для перехода власти от Горбачева к Янаеву. Да они и не имелись. Однако налицо скорее был другой факт, факт самоустранения Горбачева от принятия болезненных, непопулярных, но крайне важных решений. Но по своей природе действия по самоустранению квалифицировать и, следовательно, дать им правовую оценку крайне сложно. На это необходимо время, времени у участников тех событий не было.

 

1 Пост вице-президента СССР был учрежден 26 декабря 1990 г. (Вед. СНД и ВС СССР. 1991. № 1. Ст. 3).

Сейчас, спустя 20 лет, нередко можно встретить утверждение о том, что это была попытка государственного переворота. Юридически такая квалификация не верна, поскольку чрезвычайные меры принимаются в обстановке, исключающей соблюдение формальностей в момент осуществления экстренных мер. Легитимация этим действиям дается post factum. Кроме того, заслуживают самого пристального внимания два факта. Первый — ГКЧП в своей работе и создании опирался на решение референдума от 17 марта того же 1991 г. Это основание типа vox populus lex suprima est. Второе — Верховный Совет СССР — единственный орган, полномочный объявлять чрезвычайное положение (п. 13 ст. 113 Конст.), не действовал — депутаты находились на летних каникулах. Тем не менее на его усмотрение были представлены все акты ГКЧП, в связи с чем было решено созвать внеочередную сессию Верховного Совета 26 августа. Единственная ошибка в этом решении — чересчур длительный срок созыва. Совет нужно было созывать немедленно! Наконец, как известно, члены ГКЧП были преданы суду уже в демократической России, амнистированы вместе с участниками октябрьских событий 1993 г., а те из них, как, например, генерал Варенников, которые отказались от амнистии, по суду были оправданы.

Пожертвованите на развитие ресурса