Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 526 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

В отношении порядка раздела наследуемого имущества закон в древнейший период устанавливал правило минората. Отчий дом и двор отходят младшему сыну: «А двор без дела отен всякой меньшому сыну» (ст. 112 РП Кар. сп.). Остальное имущество делится между братьями поровну. Таков смысл выражения: «то всем детям» (ст. 105 РП Кар. сп.). Далее, следует отметить, что дети от рабыни, в данном случае филиация конкубината очевидна, не являются наследниками, но по смерти отца вместе с матерью получают свободу: «Аще будуть робьи дети у мужа, то задници им не имати, но свобода им с матерью» (ст. 110 РП Кар. сп.). Также следует отметить, что в древности закон предусматривал особый режим наследования имущества, оставленного матерью: «А матерня часть, — гласило постановление «Русской Правды», — детям не надобе» (ст. 114 РП Кар. сп.). Правом на ее имущество пользуется тот из детей, у кого она жила до смерти, «кто кормил», гласил закон. При этом закон особо печется о достаточном содержании детьми собственной матери. В случае, если «сынове ея будут лиси», право на наследство переходит дочери (ст. 116 РП Кар. сп.). Это правило получает подтверждение в позднейших памятниках права древнерусского периода (ст. 53 ПСГ). Позднейшие акты древнего периода допускают в круг наследников уже вторую очередь — восходящих: отца и мать (ст. 15 ПСГ).

В Московский период правило, что сестры при братьях не наследницы, только укрепляется (ст. 60 Первого судебника, ст. 92 Второго судебника). Соборное уложение на этот счет выражается еще более строго: «А после которых умерших учнут бить челом о вотчинах после отцов своих сыновья и дочери, и те вотчины давать сыновьям, и дочерям вотчин з братьею жеребьев не давать, покаместа братья их живы» (ст. 2 гл. XVII). С изданием Указа о единонаследии 1714 г. право женщин наследовать подвергается еще большему ограничению. От наследования недвижимости они устраняются вовсе, если, конечно, они не остались последними в роду. Но вот наследование движимого имущества осуществляется ими наравне с братьями.

Общий итог развития наследования по закону подводит т. X Свода законов. К наследованию по закону допускались все лица без различия состояния, состоявшие с наследодателем в родстве. От наследования отстранялись монашествующие и лишенные прав состояния по суду. Личные дворяне не могли наследовать населенных имений, в этом случае таковые продавались через Дворянскую опеку потомственному дворянину или подлежали выкупу самими крестьянами. Личному дворянину в этом случае доставались только деньги — выкупная сумма.

Закон разделял наследников по линиям и степеням родства. Линии нисходящие, восходящие и боковые имели первенство друг перед другом, соответственно, нисходящие перед восходящими, а те перед боковыми. При этом в побочных (боковых) линиях критерием первенства считалась близость линии к наследодателю. Преимущество получала та линия, которая была ближе всего к родоначальнику наследодателя: его отца или матери, деда и бабки и т.п. (ст. 1118 Св. зак. гр.). Знал закон со второй половины XVII в. право представления в нисходящей линии родства, восходящие таковым правом не обладали (ст. 1124 Св. зак. гр.). Женщины призывались к наследованию только при отсутствии в их степени наследников мужского пола. Не могли наследовать имущества своих отцов незаконнорожденные, недвижимость своих матерей они также не имели права наследовать. Право усыновленных наследовать законом признавалось.

Пожертвованите на развитие ресурса