Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 49 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

Иными словами, Русь, как и все остальные земли, покоренные монголами, являлась составной частью Mo№ggol ulus — империи Чингисхана. Так что приходится констатировать более чем двухвековое отсутствие на политической карте Восточной Европы политического субъекта под названием «Русь». Другое уже дело, что сама империя никогда не обладала необходимой крепостью. Модель управления покоренными народами для степняков была весьма простой, мы бы даже сказали, примитивной — возможно быстрое ограбление подвластного населения. В хронике Иакинфа встречаем чрезвычайно интересное сообщение на этот счет:

«Вначале, когда монгольский Тхай-цзу (Чингисхан. — М.И.) воевал западный край, не было ни одной мерки хлеба в магазинах, ни одного фута ткани в казначействах. Посему все вельможи представляли ему, что хотя и приобрели китайский народ, но никакой пользы от него не видно, что лучше убить всех до единого человека, а земли, которые могут покрыться лесом и травой, лучше превратить в пастбища. Елюй-Чуцай (первый советник Чингисхана. — М.И.) сказал на сие: «При обширности Поднебесной, при богатстве четырех морей, неужели возможно остаться без выгоды, если обращено будет надлежащее внимание на это? Поистине, если положить умеренную подать с земель, пошлину с купцов, обоброчить вино, уксус, соль, железо, горы и воды, то можно ежегодно получать до пятисот тысяч ланов серебра, по восемьдесят тысяч кусков шелковых тканей и около четырехсот тысяч мешков хлеба. Как же можно сказать, что нет никакой пользы?» Тхай-цзу отвечал ему: «Если бы точно было так, как представляешь, то государственные доходы будут достаточны для издержек. Попытайся произвести сие на деле». Таким образом, по представлению Елюй-Чуцая учреждены в десяти дорогах судебные места для сборов податей, в каждом определено по два чиновника, один действительный и один помощник; все выбраны из ученых мужей. Елюй-Чуцай однажды представил и о введении учения Кун-цзы (Конфуция. — М.И.), и при сем случае сказал: «Хотя мы империю получили, сидя на лошади, но управлять ею, сидя на лошади, невозможно». Монгольский государь принял сие очень благосклонно, и с сего времени мало-помалу начали употреблять ученых к должностям» (Иакинф. 1829. С. 153 — 154).

Только гораздо позже, как видим, приходит осознание более правильной, т.е. равномерной, эксплуатации через установление фискальной системы:

«Вначале монголы старались только о приобретениях и покоренных жителей тотчас раздавали генералам и офицерам. Самая малая деревушка принадлежала какому-нибудь владельцу и по управлению не имела связи с другими. Ныне хан указал учинить перепись народонаселению и возложил исполнение сего на вельможу Хадаху; и народ впервые причислен к областям и уездам. В сие время все чины просили, чтобы каждого совершеннолетнего мужчину считать за дом; но Елюй-Чуцай воспротивился сему. Тогда единогласно сказали ему: «В нашей державе, равно и в западных царствах, везде один совершеннолетний считается за дом. Как можно, оставя уложение великой державы, принять систему царства погибающего?» Елюй-Чуцай сказал на сие: «От древних лет, как существует Китай, никогда одну мужскую душу не считали за дом. Но если в самой сути принять сие, то успеем собрать подати за первый год, а потом все разбегутся». Монгольский государь принял мнение Елюй-Чуцая» (Иакинф. 1829. С. 264).

Пожертвованите на развитие ресурса