Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 349 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

При кассационных департаментах состоял генерал-прокурор Сената (по должности министр юстиции), в помощь ему назначались обер-прокуроры Сената, по одному на каждый департамент.

Прокуратура России.

Общие начала прокурорского надзора за законностью и исполнением решений в России появляются только при Петре I. Однако в царствование этого монарха прокуратура переживает только стадию становления, когда главным ее предназначением являлось «быть оком государевым».

Определенным видом, надо признать суррогатным, прокурорского надзора при Петре Великом, как известно, выступали фискалы. Вообще надзор фискалов представляется пережитком (даже для условий того времени) эпохи полицейско-абсолютистского государства. Дело в том, что фискал, в отличие от прокурора, осуществляет надзор за законностью тайно 1 , тогда как прокурорский надзор есть надзор гласный и явный. Целью прокурорского надзора в конечном счете является исправление нарушенного, тогда как цель фискала — изобличить и осудить виновного, допустившего нарушение.

 

1 «Должен он над всеми делами тайно надсматривать и проведовать про неправый суд, також в сборе казны и прямо и кто неправду учинит, должен фискал позвать его пред Сенат и тамо его уличать» (ПСЗРИ. 1-е изд. Т. IV. № 2331).

Фискалы были учреждены ранее прокуроров. Уже в 1711 г. Указом от 17 марта 1714 г. (ПСЗРИ. 1-е изд. Т. IV. № 2332 и 2333) подробно определялась их должность; этим же указом постановляется вхождение обер-фискала в Сенат на постоянной основе, девять лет спустя эта должность превращается в должность генерал-фискала (ПСЗРИ. 1-е изд. Т. VI. № 4170). Характерно, что появление этой должности было вызвано воровством среди самих фискалов. В дальнейшем фискалы были изъяты из ведомства обычного суда и стали судиться судом дисциплинарным по своему начальству. Они получали большое жалованье (плюс наградные из имущества своих жертв) — словом, были поставлены в весьма привилегированное положение. Но привилегированность положения не спасала этих людей от всеобщей ненависти, не случайно один из петровских указов признавал, что чин фискала тяжел и ненавидим, а по сему «того ради его Царское Величество всех земских фискалов, которые верность свою показывать будут, в своем милостивом защищении содержать изволит» (ПСЗРИ. 1-е изд. Т. VI. № 3479).

С одной стороны, фискалы, безусловно, вносили определенный порядок в государственное управление, но, с другой — злоупотребления фискалов сами стали притчей во языцех. При постепенной конкуренции укрепившейся прокуратуры этот институт был упразднен после смерти его создателя в 1726 г., оставив по себе в народе крайне худую память.

Окончательное завершение формирования системы прокуратуры при Петре состоялось по Указу от 27 января 1722 г. «Должность генерал-прокурора». Последний ставился во главе прокуроров надворных судов. По упразднении надворных судов прокуроры в губерниях оставались единственной не подчиненной губернатору властью. В 1733 г. им была дана Инструкция, в которой обозначалось: «…смотреть накрепко, дабы губернатор с товарищи должность свою хранил и в звании своем во всех делах истинно и ревностно, без потеряния времени все дела порядочно отправлял по регламенту и указу». Таким образом, в период после Петра и до издания Уч. губ. 1775 г. сложился порядок, по которому «всякое решение губернского присутственного места не могло быть приводимо в исполнение, пока оно не было представлено прокурору и пока прокурор с ним не согласился, — нарушение этого порядка вызвало подтвердительный указ Сената от 1767 года» [Блинов. 1905. С. 132]. Поэтому с Петра и до Екатерины II прокуроры в основном занимались контролем за исполнением законов администрацией, их роль в суде в качестве обвинителей была в общем-то излишней.

Пожертвованите на развитие ресурса