Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 358 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

Рассмотрение дела начиналось с доклада, который готовил один из членов суда. Слушание дела могло происходить как при открытых, так и при закрытых дверях. По окончании доклада стороны приступали к словесному состязанию друг с другом, которое, по выражению закона, заключалось «в изложении сперва истцом, а затем ответчиком как требований их, так и обстоятельств и доводов, на коих сии требования основаны» (ст. 330 Уст. гр. суд.). Важно отметить, что стороны во время словесного прения могли приводить новые доказательства, вчинять встречный иск, однако можно было только при ответе ответчика на исковое прошение истца, но никак не позже первого заседания по делу. При предъявлении встречного иска доклад отсрочивался от трех до семи дней.

Прокурор мог участвовать в разбирательстве гражданских дел только в случаях, особо указанных в законе: казенное управление, отвод судьи, участие в деле органа власти или самоуправления и др.

Доказательствами по делу являлись свидетельские показания, опрос окольных людей, письменные акты, признание, присяга. Правила принесения свидетельских показаний были очень подробны (ст. ст. 370 — 411 Уст. гр. суд.). Сам суд при этом оценивал силу свидетельских показаний смотря по достоверности свидетеля, ясности, полноте и вероятности его показания. Дознание через окольных людей происходило при разборе межевых споров (ст. 412 Уст. гр. суд.). В этом случае суд поручал провести его одному из своих членов. Интересно отметить, что в этом процессуальном действие сказалось влияние еще процесса эпохи Московского царства, когда суд допускал при спорах о недвижимости «общую ссылку» (ст. ст. 420 — 423 Уст. гр. суд.). Напомним, общая ссылка — это показание о меже наибольшего числа старожилов данной местности. К письменным доказательствам применялись практически те же требования, что и при разборе дел у мирового судьи. Закон особо подчеркивал разницу силы представленных актов, отдавая предпочтение крепостным документам перед домашними. Признание считалось достаточным основанием для принятия решения, если оно указывало на обстоятельство, положенное стороной в основание предмета спора. Признание могло быть совершено как в устной, так и в письменной форме. Присяга приносилась какой-либо одной из сторон по взаимному согласию между ними.

Особое действо при разбирательстве являла собой проверка представленных доказательств. Важно подчеркнуть, что и в этом случае суд занимался проверкой только по требованию сторон в споре. Проверка доказательств проводилась с использованием следующих процессуальных средств: осмотр на месте; заключение сведущих людей. Проверка письменных доказательств проводилась лично одним из членов суда путем сличения копий с подлинниками, подлинников — с регистрационными книгами. В случае сомнения подлинности документа возбуждался вопрос о подлоге. В этом случае в дело вступал прокурор (ст. 563 Уст. гр. суд.), но само дело не выделялось в отдельное производство.

Пожертвованите на развитие ресурса