Аффективный бред. Своим содержанием отражает господствующий аффект и в большей степени приближается к образному бреду, то есть при нем преобладает нарушение чувственного познания. Логический элемент в нем незначителен. Среди депрессивных форм бреда чаще всего встречается бред самообвинения и греховности – убежденность в совершении тяжких, аморальных поступков. При бреде самоуничижения моральные и физические качества больного имеют только отрицательные свойства. При бреде обнищания существует убежденность в скором или уже имеющемся лишении всех материальных средств. В ряде случаев депрессивный бред имеет фантастическое содержание: больной погубил весь мир, никогда не умрет и т.д. – это бред Котара. Когда больные убеждены в том, что их внутренности или организм в целом подверглись разрушению, говорят о нигилистическом бреде. Все разновидности депрессивного бреда очень бедны деталями, разработка их содержания обычно отсутствует.
Среди экспансивных форм бреда чаще всего возникают идеи величия, реформаторства, исключительных моральных и физических возможностей.
От бредовых идей нужно отличать сверхценные идеи и бредоподобные фантазии.
Сверхценные идеи – суждения, возникающие благодаря реальным обстоятельствам. Сопровождаемые необычно сильной, действительно существующей аффективной окраской, они в последующем получают на продолжительные сроки стойкое доминирующее положение по сравнению со всеми остальными мыслями и представлениями.
Бредоподобные фантазии – появление в условиях психотравмирующей ситуации, в частности, при аресте, следствии или вскоре после начала срока содержания под стражей, разнообразных по содержанию высказываний, в которых наличествуют идеи величия, преследования, ущерба, самообвинения, высказывания авантюристического или мегаломанического содержания. По сравнению с бредом, они лишены непоколебимой уверенности, изменчивы в своем содержании, зависят от внешних моментов, часто отражают затаенные страхи и желания; сопровождаются рассчитанными на окружающих поведением с элементами игры и театральности; исчезают под влиянием внешних условий, например при переводе из тюрьмы в больницу.
Навязчивые идеи – непроизвольно и непреодолимо возникающие мысли, представления, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, движения, действия, болезненный характер которых осознается, критически оценивается и с которыми субъект постоянно стремится бороться. Навязчивые состояния с известной условностью разделяют на две группы — отвлеченные, не сопровождаемые выраженным аффективным компонентом, и образные, при которых аффективные расстройства постоянны.
Отвлеченные навязчивости – навязчивый счет (счет этажей в зданиях, счет проезжающих мимо машин и т.п.); навязчивые припоминания (имен, телефонов, определений), навязчивое мудрствование (умственная жвачка) – возникновение вопросов абстрактного содержания, обращенных к самому себе. Каждый такой вопрос влечет за собой возникновение нового: «Что такое Земля? Где верх и где низ Земли? Почему люди не падают, когда ходят по Земле?» и т.д.
Среди аффективных навязчивостей выделяют следующие. Навязчивые сомнения – непроизвольно возникающая мучительная неуверенность в правильности и завершенности совершаемых действий сопровождается их многократной проверкой и повторением. Например, больной десятки раз возвращается, чтобы проверить, хорошо ли заперта входная дверь. Навязчивые хульные мысли, циничные слова и выражения, возникающие по отношению к тем, к кому относятся с уважением. Навязчивые воспоминания – неотвязное воспоминание какого-либо неприятного или мучительного события прошлого. Навязчивые влечения – появление вопреки воле и желанию стремления совершить то или иное, зачастую опасное, действие – ударить находящегося рядом человека, броситься под идущий мимо транспорт и т.д. Навязчивые действия – движения, совершаемые помимо желания, например периодическое подергивание плечами.