Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 162 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

Впервые сектор в этой части света был определен также во времена Империи — нотой Министра иностранных дел Б.В. Штюрмера от 29 сентября 1916 г. В этом документе «Le Gouver№eme№t imperial de Russiej’ai l’ho№№eur de №otifier» территорией Российской империи признавались все «как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова» в пределах пространства, отграниченного 169 градусов западной долготы и 32 градуса восточной долготы до Северного полюса как «составляющие продолжение материковых владений» Империи в Сибири.

И последнее замечание, граница территориальных вод России сначала подчинялась общему принципу, выработанному в начале XVIII в.: Potestas terrae ft№itur, ubi fi№itur armorum vis, т.е. определялась техническим совершенством оружия, но специальным законом, принятым III Государственной Думой 10 декабря 1909 г., с 1 января 1910 г. Россия вводила 12-мильную таможенную зону в прибрежных водах. До этого мы имели пример, когда именным указом императора Александра I в 1821 г. в Беринговом море устанавливалась 100-мильная (английских миль) таможенная зона территориальных вод. Однако режим морских вод в международном праве не поддается односторонним определениям государств, именно в этом вопросе требовалась всегда определенная доля согласованных усилий. Поэтому в то время говорить об окончательно установленной ширине территориального моря (таможенная граница России вызвала резкое возражение со стороны Англии) не приходится, поскольку пространственный предел суверенных прав прибрежного государства на прибрежные же воды установлен был только в 1958 г. но мы можем, очевидно, говорить, что 12-мильная зона территориального моря является обычноправовой нормой русского права.

Правовые формы территориальных приращений Российской империи.

Этот вопрос тесно смыкается с проблемой регулирования статуса территории в международном праве. Причем особенность настоящего учебника требует применения критерия историзма, т.е. ставит общее требование рассматривать правовые формы приращений с точки зрения того временного состояния права, когда эти приращения были сделаны. Принцип, известный в международном праве как «принцип интемпоральности права». Современное международное право сильно заидеологизировано и как следствие этого содержит целый ряд двусмысленных принципов. Порождением своеобразных двойных стандартов, особенно в литературе советского периода, было и то, что в ней либо не рассматривались юридические основания создания великой державы, либо лицемерно называли их «русским империализмом» или «великодержавным шовинизмом русского царизма», западные же аналоги подобных «исследований» строились и строятся на пещерном виде русофобии.

Но мы готовы принять и этот тезис! В юридическом контексте он будет иметь форму a№imo domi№i — духа, стремления удерживать собственное жизненное пространство, в том числе и вооруженной рукой. Однако в международном праве указанный принцип имеет и второе значение: намерение не просто удерживать территорию, но и инкорпорировать ее в общее пространство государства, распространить на него свою высшую власть, одним словом, превратить этот участок земной суши в единую и неделимую часть государства. В то же самое время необходимо отдавать себе отчет в том, что a№imo domi№i, являясь общей целью, даже идеей, выражающей сущность государственной власти по отношению к занимаемому пространству, представляет собой общее правовое основание владения, causa possessio№is к удержанию во власти государства собственной территории, т.е., говоря иначе, без великодержавия нет и не может быть самого государства; великодержавие есть принцип государственного права, определяющего скелет государственной власти, ту ее основу, на которой она только и может существовать. Наконец, последнее замечание в данном ряду размышлений. Описанный выше принцип сообщает правовой характер конкретным действиям не только по удержанию, но в первую очередь по приобретению или приращению государственной территории.

Пожертвование на развитие ресурса