Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 305 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

торговыми действиями Штатс-контора

(казенный дом) Ведение всех государственных

расходов Берг и

Мануфактур Рудокопные заводы и все прочие

ремесла и рукоделия и заводы

оных в размножение, при том же и

артиллерия

Отсюда видно, что только одна коллегия полностью восприняла компетенцию одного приказа, а именно Посольского. В дальнейшем компетенция Коллегии иностранных дел перешла в ведомство Министерства иностранных дел.

Весь 1718 г. шла активная подготовительная работа, именно в этот год некоторые коллегии обзаводятся собственными регламентами, которые впоследствии входят в Генеральный регламент всем коллегиям 1720 г., «по которому Государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярии и кантор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправление своего чина подданнейше поступать имеют». В 1721 г. учреждается Духовная коллегия, вскоре переименованная в Синод. В 1722 г. учреждается Малороссийская коллегия, в том же году разделяются ведомства Берг- и Мануфактур-коллегий на два самостоятельных учреждения. Далее к коллегиям присоединяется Вотчинная коллегия, учрежденная на месте Поместного приказа, Главный магистрат и некоторые другие. Одновременно продолжают действовать старинные приказы. Фактически система центрального управления весь XVIII в. была смешанной.

При преемниках Петра коллегиальная система испытала колоссальные трудности. Помимо несуразности самого способа принятия решения в них за коллективно принятое решение никто не нес персональной ответственности, уже при самом Петре сказалась такая трудность, как нехватка грамотного и квалифицированного чиновного аппарата. Дело доходило до того, что Петр назначал в некоторые коллегии на руководящие должности (асессоров) пленных шведских офицеров! Начиная с правления Екатерины II, т.е. через 40 лет после создания коллегий, они переживают период существенных метаморфоз и в конце концов превращаются в отдельные департаменты новых министерств. При создании министерств в 1802 г. соблюдается старый порядок расписания ведомства коллегий по отдельным министерствам:

Коллегии Министерства
Военная Военное
Адмиралтейств Морское
Иностранных дел Иностранных

дел

Хозяйственная экспедиция; Соляная

контора; Мануфактур-коллегия;

Главное почтовое управление;

губернские правления

Внутренних

дел

Коммерц-коллегия; Управление путей

сообщения

Коммерции
Берг-коллегия; Горное правление;

казенные палаты; банки

Финансов
Государственное казначейство

статочное и остаточное; счетные

экспедиции; казенные палаты

Государствен-

ное

казначейство

Генерал-прокурор Сената Юстиции

Структура коллегий.

Коллегию возглавлял президент, под руководством которого находилось присутствие коллегии — главный ее рабочий орган, ответственный за принятие решений по существу. Присутствие состояло из президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Особенностью присутствия коллегии во времена Петра было то, что кто-либо из советников или асессоров обязательно должен был быть иностранцем (ПСЗРИ. 1-е изд. Т. V. № 3129). Коллегиальное управление отрицало начало личного руководства, что зримо проявлялось в должности президента коллегии и членов ее присутствия. Вот, например, как трактовался вопрос распределения компетенции между ними: «В коллегии президенты не имеют особливого труда или надзирания, но генеральную и верховную дирекцию, а дела между советниками и асессорами тако разделяются, что каждому как из происходящих в коллегии дел определенная часть, так и над канцеляриею и конторами и над делами и трудами оных особливое надзирание дается, яко о том в партикулярных инструкциях коллегиев пространно усмотреть можно» (гл. VIII Ген. рег. 1720 г.). В 1726 г. произошла реорганизация состава присутствия, теперь оно состояло из президента, вице-президента, двух советников и двух же асессоров. Последнее новшество было объяснено тем, что «в таком множайшем числе членов в управлении дел лучшего успеха не находится, но паче в разногласиях в делах остановка и помешательство происходит», — гласил указ того же года.

Пожертвование на развитие ресурса