Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 310 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

Должность товарища министра была без определенной функции, поскольку от самого министра зависело, поручить ему управление отдельной категорией дел в ведомстве данного министерства или же позволить замещать самого министра в случае отлучек последнего. Следующий по важности орган министерства, воплощающий в себе коллегиальное начало, — Совет министерства. Совет заседал под председательством министра в составе товарища министра, директоров всех департаментов, особенных членов по назначению от Императора, а также лиц по приглашению самого министра (ст. ст. 12 — 15 Уч. мин. Т. I Св. зак. изд. 1892 г.). Назначение Совета — оказание министру помощи консультацией или советом; все решения его поэтому носили исключительно рекомендательный характер, поскольку только министр нес личную ответственность за деятельность своего учреждения.

Основная масса бюрократической работы происходила в департаментах министерств, образованных на основе бывших коллегий, вошедших в министерства по реформе 1802 г. Разумеется, с усложнением государственного управления в ведомстве министерств появились новые отраслевые департаменты, которым поручалось под надзором министра управление того или иного вопроса (круга дел). Нередко в дальнейшем такой департамент разрастался настолько, что с течением времени он превращался в новое министерство.

Департамент возглавлял директор. В том случае, если департаменту было поручено управление сложным и важным вопросом государственной жизни, при директоре назначался вице-директор, в этом же случае при директоре полагалось учреждать и особое общее присутствие для координации деятельности подразделений самого департамента. Решения общего присутствия имели также рекомендательный характер. Общее присутствие департамента состояло под председательством директора, в него по должности входили вице-директор, начальники отделений департамента, а также лица, специально приглашенные на его заседания директором. Департамент в зависимости от организации работы в нем подразделялся на отделения, во главе которых стояли начальники отделений. Отделения, в свою очередь, подразделялись на столы, возглавлять которые поручалось столоначальникам.

Последним структурным подразделением министерства была канцелярия. По смыслу структурной организации министерства канцелярия полагалась в личном управлении министра, поскольку служила своеобразным каналом связи между ним, окружающим миром и непосредственно департаментами самого министерства. Канцелярия возглавлялась директором и подразделялась на отделения, те, в свою очередь, на столы.

Развитие системы министерств.

Первоначально, в 1802 г., учреждено было восемь министерств: МИД, Военное и Морское министерства 1 , Минфин, МВД, Минюст, Минпрос, Министерство коммерции, на правах отдельного министерства учреждалось Государственное казначейство. К этим министерствам следовало бы добавить еще одно — Министерство императорского двора и уделов, образованное еще при Павле I. Государственный банк был учрежден только в 1860 г. В 1810 г. эта система министерств изменяется, поскольку к существовавшим ранее добавляется Министерство полиции, а Министерство коммерции упраздняется. В 1811 г. появляется Главное управление духовных дел. В 1819 г. Министерство полиции упраздняется. В период с 1817 по 1824 г. в России существовало Министерство духовных дел. В 1837 г. из Управления государственных имуществ МВД образуется Министерство государственных имуществ и земледелия. С постройкой первой железной дороги из Москвы в Петербург учреждается Министерство путей сообщений (МПС). В 1863 г. Государственное ревизионное управление преобразуется в особое ведомство на правах министерства — Государственный контроль.

Пожертвование на развитие ресурса