Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 311 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

 

1 Управление вооруженными силами России до 1917 г. было вверено двум министерствам, современное единое Министерство обороны — явление уже позднего, советского времени.

По состоянию на 1 января 1917 г. Правительство Российской империи включало в себя следующие министерства и ведомства: МИД, МВД, МПС, Минфин, Министерство земледелия, Министерство торговли и промышленности, Минюст, Военное и Морское министерства, Министерство Императорского Двора, Св. Синод, Государственный контроль, Управление народным здравоохранением. Вот и все высшие органы царской бюрократии! Сравнение явно не в пользу современного состояния дел!

§ 5. Синодальная церковь

Более 200 лет пребывала Русская церковь в синодальном пленении, более 200 лет торжествовал дух секуляризма. Столь резкая оценка обусловлена неканоническим характером реформы управления Церковью, проведенной Петром I.

Каноническая оценка реформы Петра I.

Понятие Церкви, пожалуй, существует только в христианском вероучении. Согласно ему Церковь есть Божественное учреждение, в котором «Святой Дух подает людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и обожения. Церковь Христова — это Царство не от мира сего» [Цыпин. 1996. С. 5], в то же время это Царство, видимо явлено в сем мире. С человеческой стороны она представляет собой «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами».

Будучи объединением людей, Церковь обладает всеми видимыми институтами организации данной группы в определенное общество (союз), каковых в государстве всегда было множество, поэтому с этой своей видимой стороны Церковь всегда, являясь частью общества, подлежала регулирующей власти государства. Но власть государства распространяется на Церковь не прямо, а опосредованно. Церковь как учреждение невидимое, конечно, не может быть осязаемо и властью государства, осязание этой власти лежит на людях, входящих в Церковь, говоря каноническим языком, «на народе Божием». Положение христианина перед властью государства определяется только как положение подданного, который либо терпится властью, либо, если сама власть богоборческая, гонится. Государство не в силах определять положение христианина в Церкви и по отношению к Церкви. В саму Церковь государство проникнуть не может, даже влиять на своих подданных в том или ином направлении. Попытавшись сделать это, государство попадает в своеобразный замкнутый круг (petitio pri№cipii), поскольку, будучи творением рук человеческих, оно может проникать в то, что ему равно по сущности. Но даже если исходить из Божественного происхождения государства, то и тут придется признать неравенство двух творений Божества. Здесь возможно следующее размышление. Поскольку Бог безымянен, но и в то же время сообразен всякому имени (Areopagita. De divi№us №omi№ibus. I. 6), то Он «как таковой никому не подобен, но Он дарует Божье подобие обращающимся к Нему, чтобы они по мере сил подражали Сущему» (Ibidem. IX. 6). Соответственно, Церковь отличается от государства как одна сущность от другой, например как святость от царства, каковые в словах Ареопагита имеют следующие неравные качества: «…святость… есть свобода от всякой скверны и совершенная во всех отношениях незапятнанная чистота», а «царство же — это распределение всяких ограничений, постановлений, законов и порядков» (Ibidem. XII. 2).

Пожертвование на развитие ресурса