Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 55 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

В России судьба Ясы была несколько иной, чем в других странах, покоренных монголо-татарами. В других странах Яса растворилась в правовой системе покоренных. Свидетельством чему являются сообщения современников. Так, Макризи сообщает:

«В царствование султана Бибарса иноземцы умножились в Египте и Сирии до того, что стали там гражданами: хутбэ в этих двух провинциях и в двух священных городах произносилась с именем Беркэ-хана. Египет и Сирия наполнились тогда монголами и обычаи последних распространились всюду. Ужас имени Чингисхана и его преемников был до того силен, что уважение к самим монголам и страх к ним вошли в плоть и кровь жителей Египта. Но так как монголы были воспитаны на исламе, то они соединили религиозные уставы с народными обычаями, таким образом, они предоставили казикузату все относящееся до религии: молитвы, пост, законную милостыню и странствование по святым местам; все дела, относящиеся к вакфам и сиротам, судейские решения касательно споров между супругами. Все же, что относится к ним лично, было разрешаемо по уставам Чингисхана и решаемо по определению Ясы, для чего и был поставлен особый чиновник» (Гурлянд. 1904. С. 25).

В России же, повторим, влияние Ясы оказалось минимальным. Следующим источником золотоордынского права был ханский ярлык. Этот вид формы права оказал на русское право Московской эпохи самое непосредственное влияние. Я.И Гурлянд полагал, что ярлык равнозначен русскому царскому указу. Слово «ярлык» в первоначальном же своем значении «джарлик» означало «слово старшего к младшему», чуть позже это слово стало означать «повеление» [Григорьев. 1876. С. 178 — 179]. В русских источниках под ярлыком понимали царскую грамоту, «жалованную грамоту», но у самих татар ярлык имел более разнообразное значение.

Изначально ярлык означал царский (ханский) указ, в форме которого выражалась общая норма. Далее ярлыком называли торжественные акты публикации того или иного установления. В этом случае татары классифицировали ярлыки на сюань (объявления) и чай (наряды). Сюань — устное объявление содержания закона; чай — письменный акт. Наряд (чай) снабжался тамгой хана (аналогом европейских печатей). Помимо этого лицу, получившему ярлык, выдавалась знаменитая пайцза — приказ верить тому, что излагается в ярлыке. Именно такой порядок выдачи ярлыка встречаем в России. Например, в ярлыке хана Бердибека митрополиту Алексею читаем: «Тако рекша, байсу с алою тамгою дали есмы на утверждение вам» (Приселков. 1916. С. 61).

Европейская наука (в лице, например, Я.И. Гурлянда) классифицировала ярлыки иначе: 1) указ в собственном смысле, представляющий собой узаконение в дополнение к основным положениям Ясы; 2) временные или постоянные распоряжения; 3) договорные грамоты; 4) тарханные (иммунные) грамоты; 5) льготные грамоты русскому духовенству и, наконец, 5) служилые грамоты на занятие русским князем престола в своем уделе-улусе. К последнему виду относятся знаменитые ярлыки на Великое Владимирское княжение.

Пожертвование на развитие ресурса