Южнее граница России была установлена в несколько этапов. Первоначально по Ништадскому мирному договору со Швецией 1721 г. Россия приобрела в Финляндии значительную часть Карельского перешейка вместе с городом Выборгом (так называемая старая Финляндия или Выборгский лен). В 1743 г. Абовским мирным трактатом Россия приобрела значительные владения в Южной Финляндии и, наконец, в 1809 г. по Фридрихсгамскому мирному трактату Россия получила от Швеции всю Финляндию, хотя точнее было бы сказать: все то, что до этого еще не было завоевано в Финляндии (что-то около девяти с половиной губерний). Статья 5 указанного трактата проводила границу Империи по линии рек Торнео и Муниоэльв, таким образом, Россия приобретала ту часть земель, которые никогда в состав Финляндии не входили, — так называемую Шведскую Лапландию. Статья 4 этого же договора передавала под власть России Аландские острова, последние, впрочем, потом были демилитаризованы (Россия лишалась права иметь там какие-либо вооруженные силы) Парижским мирным трактатом 1856 г. Это в значительной степени ущемляло суверенитет России. Такой порядок, однако, продержался вплоть до 1917 г.
Прибалтика, или Остзейский край, была присоединена к России в 1721 г. по Ништадскому мирному договору. Правда, непосредственно трактатом России передавались только две прибалтийские провинции: Эстляндия вместе с островами Даго и Эзель, а также Лифляндия. Третья прибалтийская провинция — Курляндия — была присоединена к Российской империи в 1795 г. по разделу Польши, в связи с чем прибалтийская граница вышла к рубежам Восточной Пруссии. Здесь же необходимо заметить, что основанием к присоединению Курляндии была ее вассальная зависимость от упраздненного государства, ввиду последнего раздела Польши сам курляндский Ландтаг определил в своем постановлении «покориться непосредственно и безусловно империи Российской». Курляндия была инкорпорирована Манифестом от 15 января 1795 г. на «вечные времена».
Западная граница Российской империи была определена несколькими крупными международно-правовыми договорами, закреплявшими за Россией плоды ее внешней политики. В XVIII в. граница с Пруссией (впоследствии Германской империей) и Австро-Венгрией определялась актами, оформлявшими разделы Польши, позднее, в XIX в., устройство Европы после Наполеоновских войн. Здесь в первую очередь должно назвать Петербургскую конвенцию о демаркации границ (co№ve№tio№ de demarcatio№) от 13 октября 1795 г. Окончательно же русско-прусская (германская) граница была установлена Конвенцией о границах Царства Польского от 30 октября 1817 г., Демаркационным актом 1823 г. и Тарновицким демаркационным актом 1836 г.
Русско-австрийская граница окончательно устанавливалась Демаркационным актом Краковской области 1829 г.; последний акт касался урегулирования русско-австрийской границы в Галиции. Общим правовым основанием, повторим это еще раз, для установления всей западной российской границы явился Венский трактат, урегулировавший состояние Европы после Наполеоновских войн. Согласно ст. 1 этого акта часть бывшего герцогства Варшавского отходила России: «Герцогство Варшавское… соединено с империей Российской (le duche de Varsovie… est reu№i a la Empire de Russie). Оно будет связано бесповоротно своим устройством, дабы принадлежать императору Российскому, его наследникам и приемникам навеки».