1 Точнее, то, что от этой страны осталось после персидских и турецких разорений.
Непосредственно граница с Турцией в Закавказье была установлена сначала Адрианопольским трактатом от 2 сентября 1829 г., ст. 4 которого впоследствии была уточнена ст. 58 Берлинского трактата 1878 г.: «Блистательная Порта уступает Российской империи в Азии территорию Ардагана, Карса и Батума, с портом последнего, равно как и все территории между прежнею Русско-турецкою границею». До этого, как мы уже подчеркивали, по Адрианопольскому договору к России отходило все Черноморское побережье Кавказа от устья реки Кубань до порта Св. Николай, фактически до современной северной границы Аджарии (Батумского вилайета). Демаркация на новой русско-турецкой границе, установленной Берлинским договором, была произведена согласно Protocol fi№al 1881 г.
Персидская граница на кавказском направлении начала изменяться с известного похода Петра I в Дагестан. По результатам этого похода в 1723 г. был заключен договор с Персией, по которому к России отходили ханства Дербентское, Кубинское и Бакинское, что в конечном счете означало присоединение Дагестана и Азербайджана (северного) к России. Но в 1732 г. Рештским трактатом все эти земли были возвращены Персии в обмен на значительные торговые и таможенные льготы, согласно Гянджинскому трактату 1735 г. граница между Персией и Россией стала снова проходить по реке Терек.
В 1783 г. устанавливается так называемая Кавказская оборонительная линия по рекам Терек и Кубань для обороны от нападения горских племен Северного Кавказа. Линия включала в себя цепь крепостей, таких, например, как Моздок, Владикавказ, и некоторые другие, из которых составлялись особые оборонительные рубежи, например в 1763 г. на направлении Персидской границы была создана Моздокско-Кизлярская линия, от которой на юг пошло покорение персидской части Кавказа и Закавказья. Первым этапом движения от Моздокско-Кизлярской линии явился Гюлистанский мирный трактат с Персией 1812 г., ст. 3 которого гласила: «Его Шахское величество в доказательство искренней приязни к Его Величеству Императору Всероссийскому сим торжественно признает как за себя, так и за высоких преемников Персидского престола, принадлежащими в собственности Российской Империи ханства: Карабахское и Гянджинское, обращенное ныне в провинцию под названием Елизаветпольской; также ханства: Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское и Талышенское с теми землями сего ханства, кои ныне состоят во власти Российской Империи».
Окончательно закавказская русско-персидская (иранская) граница устанавливается Туркманчайским мирным договором от 10 февраля 1828 г. По этому договору к России переходят ханства Нахичеванское и Эриванское, как гласила ст. 3, «по сю и по ту сторону Аракса». Очень важной была ст. 8 названного договора, фактически вплоть до 1991 г. служившая основанием того, что Каспий считался внутренним морем России: «Относительно же военных судов, как издревле одни военные суда под Российским военным флагом могли иметь плавание на Каспийском море, то по сей причине предоставляется и подтверждается сим и ныне прежнее сие исключительное право, с тем, что, кроме России, никакая другая держава не может иметь на Каспийском море судов военных».