Упрощенное городское общественное управление.
В городах, в которых по тем или иным причинам не вводилось действие Городового положения ред. 1892 г. учреждалось упрощенное управление, главными органами которого были собрание городских уполномоченных и городской староста (в нерусских губерниях, преимущественно азиатских, — аксакал города). Городских уполномоченных общим числом от 12 до 15 членов избирал сроком на четыре года сход городских домовладельцев. Выборами управляло доверенное лицо от губернатора. Собрание уполномоченных из своего состава выбирало старосту (аксакала) и в случае получения разрешения от губернатора это же собрание выбирало двух помощников городского старосты.
Компетенция органов такого упрощенного управления в целом соответствовала компетенции органов городского общественного управления, установленного для них Гор. пол. 1892 г.
§ 4. Управление национальных окраин Российской империи
Империя есть мiр, самодостаточное целое, части которого находятся в своеобразном, дополняющем друг друга положении. Будучи разными, непохожими, населенными различными народами, принадлежащими порой к совершенно противоположным языковым и расовым семьям и группам, тем не менее все эти неравные части имеют одно общее, что объединяет их формально, фактически же не затрагивает их самобытности. Общее, что уравнивает, представляет собой единый центр власти, соединяющий эти части в одно внешнее целое, целое, которое выражается в единстве пространства — почвенной основе Империи.
Управление Великим княжеством Финляндским.
Юридическое положение Финляндии. Вопрос этот приобрел чрезвычайную остроту в конце XIX в., вызвав поток диаметрально противоположных суждений. В общем и целом эти суждения могут быть сгруппированы следующим образом: а) мнение, обосновывавшее положение Финляндии в качестве особого государства в составе Империи (реальная уния); б) мнение, отрицавшее за Финляндией особый государственный статус и утверждавшее, что Финляндия как провинция, населенная однородным населением, имеет определенные привилегии по учреждениям внутреннего управления и вопросам внутреннего законодательства (автономия).
Местное финляндское законодательство. Особый правовой порядок Финляндии был дарован теми же актами, которыми она была инкорпорирована в состав Империи. В общем смысле особое финляндское законодательство полагалось в форме привилегий местным жителям и распадалось на две отрасли: публично-правового и гражданско-правового характера. Применительно к первой (ius publicum) Финляндия наделена была особыми учреждениями, которые формировались по сепаратным от общеимперских учредительным законам (lex fu№dame№talis), но санкцию такие законы получали только от общеимперской власти.
Так, одними из главнейших подобных актов следует признать Учреждение Правительствующего Совета от 6 августа 1809 г., Манифест об именовании Правительствующего Совета Императорским Финляндским Сенатом от 9 февраля 1816 г., Инструкцию финляндскому генерал-губернатору от 31 января 1812 г. и ряд других актов с последующими редакционными поправками и изменениями. Одним из главных последствий реализации этих актов стало то, что Финляндия, соединенная после 1811 г. в единое целое, напрямую была подчинена Всероссийскому императору, минуя центральные общеимперские правительственные учреждения. Позднее тем не менее данный характер подчинения был изменен Манифестом от 15 февраля 1899 г. и рядом других актов, ставших источником ст. 2 Осн. гос. зак. от 23 апреля 1906 г.