Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 198 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

 

1 Что вовсе не следует рассматривать как доказательство особого государственного статуса Финляндии. В Сибири вплоть до конца XVIII в., например, тоже ходила своя особая монета, была своя денежная единица до 1863 г. и у Царства Польского.

Местные финляндские учреждения. Согласно дарованным привилегиям Великое княжество Финляндское имело собственные учреждения, которые могут быть подразделены на учреждения управления всем краем и учреждения по делам местного (коммунального) самоуправления.

К первым следует отнести Великого князя — Всероссийского императора, который непосредственно управлял данной частью Российской империи. На подобное парадоксальное свойство управления указывал прежде всего общий характер неограниченной власти российского самодержца. Надо заметить, что ни одна из других национальных окраин Империи не обладала подобной привилегией — все они управлялись опосредованно — через систему общеимперских центральных учреждений. После 1899 г. этот порядок начал изменяться и после 1910 г. он приобрел уже окончательную форму, поскольку между Императором (Великим князем) и Финляндией становится ряд высших государственных органов, получивших новое устройство и компетенцию после 1905 г.: Совет Министров, Государственная Дума и Государственный Совет. В последний Финляндия обязывалась посылать от себя двух представителей, а в Государственную Думу — четырех, впрочем, это никогда так и не было сделано.

Непосредственно Великого князя (Всероссийского императора) в крае представлял генерал-губернатор с весьма широкими полномочиями в военной и гражданской областях. Уже в 1811 г. при генерал-губернаторе в качестве его помощника учреждается пост статс-секретаря по финляндским делам. Фактически уже с самого начала, но формально с 1834 г., этот чиновник получил ранг особого министра по делам Финляндии (с указанной даты он стал именоваться «министр статс-секретарь»). В 1826 г. в помощь статс-секретарю учреждается особая канцелярия, вскоре переименованная в Его Императорского Величества канцелярию финляндских дел. В совокупности генерал-губернатор, статс-секретарь и канцелярия олицетворяли в крае высшую правительственную власть.

Одновременно с введением поста генерал-губернатора учреждается особый коллегиальный орган, выполняющий функции общего административного надзора, — Правительствующий Совет, а с 1816 г. — Императорский финляндский сенат, разделенный на два департамента, в каждом из которых имелось по несколько отраслевых экспедиций. Сенат наряду с административными делами ведал вопросами судебного управления. У него в подчинении до 1868 г. находился и Финляндский банк, учрежденный в 1811 г. После 1868 г. Банк перешел в ведение Сейма. Центральная администрация низового уровня была представлена особыми губернаторами (la№dshovdi№gar) исторических провинций Финляндии и ленсманами (la№sma№№) — полицейскими приставами в особых округах. Этот уровень управления подчинялся финляндскому Сенату.

Финляндией до 1899 г. фактически управлял Император, доклады по внутренним делам княжества ему непосредственно делал министр статс-секретарь, который не входил ни в одно из высших правительственных учреждений того времени: Комитет Министров, Совет Министров и Государственный Совет, однако в указанном году велено было представлять доклады только посредством соответствующего общеимперского министра по принадлежности. Фактически это означало административное подчинение края общим правительственным учреждениям Империи.

Пожертвование на развитие ресурса