Сейм (Эдускунта — Edusku№ta — как его называют финны), до 1907 г. орган сословного представительства, был разделен на четыре сословных отделения: дворянство, духовенство, горожане и крестьянство. По структуре и по роли, которую играл Сейм, он не сильно отличался от аналогичного сословно-представительного парламента соседней Швеции. В частности, в 1869 г. был принят новый сеймовый устав, практически полностью копировавший порядок формирования и структуру Риксдага Швеции, который тот получил согласно Уставу Риксдага 1866 г. После революционных событий 1905 г. и проведенной избирательной реформы был издан новый сеймовый устав (1907 г.), согласно которому на месте старого сословно-представительного органа появился всесословный (общенациональный) парламент, полномочный решать в законодательном порядке вопросы, подпадавшие под определение «местных нужд». Особенностью избирательного права Великого княжества после 1907 г. стало еще и то, что в отличие от права собственно России, оно было всеобщим, равным и к выборам допускались наравне с мужчинами женщины.
Местное самоуправление в Финляндии до 60-х гг. XIX в. представляло собой точный слепок с тех сословных учреждений, которые ей достались в наследство от времен шведского владычества. Однако на волне реформ эпохи императора Александра II Финляндия получила в 1865 г. новый закон об органах местного самоуправления, а в 1873 г. — об органах городского самоуправления. В основу данных актов был положен принцип цензовой демократии, вместе с тем размер ценза (skattore) был достаточно низким: срок оседлости в данной местности и уплата минимальной ставки местных налогов. Впрочем, закон допускал неравенство голосов для лиц, плативших наибольшую ставку налога соответственно своим доходам.
Учредительным органом для местного самоуправления являлось собрание коммуны, куда входили все лица, пользующиеся в ней правом избирательного голоса. Собрание избирало своего председателя. В необходимых случаях собрание могло выбрать от себя особых коммунальных поверенных (kommu№alfulmaktige) сроком на три года, но с условием ротации 1/3 их членов через каждые два года. Исполнительным органом коммуны являлся совет старшин в составе председателя, вице-председателя и пяти членов. Надзорную власть за действиями и решениями органов коммунального самоуправления осуществлял ландсхевдинг.
В городах самоуправление организовывалось на сходных с сельскими условиях.
Управление Остзейским краем.
Юридическое положение Прибалтики. Так же как и в случае с Финляндией, Прибалтика имела значительные привилегии, что, однако, не помешало и здесь росту сепаратистских устремлений в середине XIX в. Прибалтика (за исключением Курляндии) была включена в состав России согласно ст. 4 Ништадского мирного договора: «Его Королевское Величество Свейское уступает сим за Себя и Своих Потомков и Наследников свейского престола и Королевство Свейское Его Царскому Величеству и Его Потомкам и Наследникам Российского государства в совершенное неприкосновенное вечное владение и собственность в сей войне чрез его Царского Величества оружие от Короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию». Это положение было еще раз подтверждено Абовским трактатом и мирным договором от 16 июня 1743 г. и Верельским мирным договором от 3 августа 1790 г. Вместе с тем Ништадский договор (ст. ст. 9 и 10) допустил шведские гарантии в отношении сохранности за местным населением его привилегий и веры. Сверх того, шведы согласно ст. 6 упомянутого договора получили право на беспошлинный вывоз хлеба из указанных провинций.