Местное законодательство. Одним из старейших местных законодательных актов данного края был Литовско-русский статут в редакции 1588 г. До 1778 г. его действие распространялось на все вопросы местной жизни без ограничений. В указанный год на губернии Западного края было распространено действие Уч. губ. 1775 г. Вторым значительным по объему корпусом права, которым регулировалась деятельность органов городского управления, было магдебургское право — комплекс норм, регулирующих структуру, порядок формирования и компетенцию органов городского сословного управления, выраженных в разного рода актах, как правило, средневекового происхождения, но объединенных под одним условным названием. Магдебургское право действовало в крае вплоть до 1831 г.
В 1797 г. вместо екатерининских установлений в Западных губерниях восстанавливается в полном объеме действие Литовско-русского статута. Дело заходит, например, настолько далеко, что в означенных областях, русских по преимуществу, восстанавливается применение в государственных учреждениях польского языка. В 1811 г. Правительствующий Сенат издает Литовско-русский статут в качестве официального узаконения Западного края. В 1828 г. Комитет Министров постановляет переиздать еще раз этот акт; издание осуществлено не было. Именным указом от 1 января 1831 г. во всей Белоруссии прекращается действие Литовского статута и восстанавливается действие общеимперского права. В 1840 г. опять-таки именным указом вводится действие Свода законов в полном объеме. В дальнейшем в качестве местных узаконений можно рассматривать особые акты, изданные имперской властью после 1863 г. и направленные к вытеснению поляков из края.
Местные учреждения. Вошедшие снова в состав России в конце XVIII в. земли бывшей Речи Посполитой вплоть до 1778 г. сохраняли особые польские учреждения, создание которых относится к XVI в.: города предоставлены были сами себе, они управлялись избранными от цехов и сословий особыми магистратами; дворянство управлялось на сеймиках посредством выбора на них дворянских представителей, а также выбора целого ряда должностных лиц. Непосредственно крестьянство края было полностью лишено каких-либо политических прав, в общем смысле оно рассматривалось исключительно с крепостнической точки зрения и находилось в гораздо более худшем состоянии, нежели, например, в Великороссии.
В 1778 г. были введены общеимперские учреждения по местному управлению, но в 1797 г. старый порядок управления был восстановлен. Но при этом восстановление происходило все же не в полном объеме и с некоторыми даже изменениями прежнего образа управления. Так, были оставлены нижние земские суды (ст. 22 Уч. губ. 1775 г.), должность исправника (ст. 23 Уч. губ. 1775 г.), но его полагалось теперь не выбирать местному дворянству, а назначать от губернских властей. Вводилось действие прежних земских, градских и подкоморных судов, в качестве местного суда высшей инстанции восстанавливал свое действие Литовский трибунал. Все члены этих судебных инстанций избирались дворянством. Общеимперская власть была представлена губернатором (генерал-губернатором) и небольшой канцелярией при нем. В 1831 г. и 1840 г. западные губернии в административном плане были окончательно слиты с Империей.