В 1877 г. для города Ташкента введено было в действие с незначительными изменениями Гор. пол. 1870 г., после 1892 г. в управление Ташкентом вносятся изменения согласно текущему законодательству. Общая структура администрации в генерал-губернаторстве регулировалась сначала Положением 1867 г., Временными правилами 1874 г., но в 1886 г. принимается Положение об управлении Туркестанским краем, которое действовало без изменений до 1917 г. Этим же актом вводилась в крае система судов, предусмотренных Судебными уставами 1864 г. Однако шариатские суды продолжали действовать.
Местное управление. Несмотря на строгий порядок управления краем, местные особенности брали свое, во многом сводя власть центра к роли простого статиста. Управление Туркестаном вручалось генерал-губернатору, на обязанности которого возлагали также дипломатические сношения с Бухарой и Хивой в рамках российского протектората. Во многом эта власть была надзорной. При генерал-губернаторе находился совет из состава высших чиновников, а также его канцелярия. Во главе областей находились военные губернаторы, которым подчинялось уездное полицейское начальство, также формировавшееся из военных. Военный губернатор, за исключением военных дел, пользовался теми же правами, что и гражданский губернатор по Уч. губ. Военное уездное начальство в основном соответствовало рангу уездных исправников.
Туземное население подразделялось на оседлое и кочующее. Оседлое население объединялось в волости (один или несколько аулов), население аулов избирало волостного правителя и аульных старшин (аксакалов). К ним же в помощь выбиралось необходимое количество помощников. Статья 82 Пол. упр. Турк. края 1886 г. устанавливала срок их выборной власти — три года. Этой же статьей «генерал-губернатору предоставляется в исключительных случаях назначать волостных управителей собственной властью». Выборы от кочевого населения проводились пропорционально числу кочующих кибиток, каковые объединялись в особые аульные общества. Туземцы Туркестанского края избирали судей, биев, казиев в свои народные словесные суды, которые имели свою область юрисдикции.
Протекторат над Бухарским и Хивинским ханствами.
Понятие протектората. Понятие протектората сегодня практически вышло из состава международного права благодаря во многом утвержденному после 1945 г. принципу равенства всех государств вне зависимости от их экономической, военной и тому подобной мощи, хотя принцип юридического равенства государств и в прошлом считался краеугольным камнем международного права. Вместе с тем обстоятельства взаимоотношений государств нередко свидетельствовали об условности их равенства (факт, невозможный к оспариванию и сегодня). Право просто не в силах устранить, как известно, это функциональное противоречие, поскольку во многом покоится на нем же: право — равный масштаб по отношению к неравным субъектам.
Основанием протектората считался международно-правовой титул в форме договора государства-сюзерена и государства-вассала, при этом, по общему требованию, полагается получить признание со стороны третьих лиц (государств) на установление отношений протектората одного государства над другим. Содержание отношений протектората во всех случаях обусловлено получением права верховенства, представления сюзереном интересов вассала перед остальным миром. Часто, но не всегда государство-сюзерен получает также права и на вмешательство во внутреннюю жизнь патронируемого им государства.