При царях Россия переживала то золотое время, когда численность новобранцев составляла менее половины от общей потребности в них армии. Ввиду чего закон устанавливал порядок призыва по жребию, когда жребием определялся контингент, поступающий на действительную службу, избыток автоматически зачислялся в запас. Действительная служба была срочной. Срок службы определялся следующим образом: шесть лет срочной службы в сухопутных войсках, в запасе — девять лет (ст. 17), во флоте — семь лет срочной службы и три года в запасе. Со временем сроки срочной службы сокращались: в канун Русско-японской войны они составляли пять и шесть лет соответственно, в канун Первой мировой войны — три и четыре года также соответственно. Для лиц, имеющих образование, как и сейчас, устанавливались еще более сокращенные сроки службы. Определенные льготы устанавливались и для категории так называемых вольноопределяющихся (ст. ст. 171 — 185 Устава).
Некоторые слои населения Российской империи подлежали поголовной воинской службе, например казаки; некоторым категориям инородцев предоставлялась льгота, освобождавшая их от службы по призыву и зачислявшая их сразу в запас. Призыв в Российской империи осуществлялся раз в год.
Сословия.
Несмотря на обилие литературы, как дореволюционной, так и советской эпохи, понятие сословия до сих пор не послужило предметом должного юридико-исторического исследования, направленного на определение типологической зависимости групп населения России от формы их организации. Так, до сих пор утверждают, что общество эпохи, например, Московского государства было уже сословным. Соответственно созданы теории сословного представительства или сословно-представительной монархии в Московский период истории русского права; под сословным представительством разумеют Земский собор. Также механически без учета фактора развитости во времени сословных форм определяют и Имперский период как период сословный по преимуществу, хотя это время дает материал, свидетельствующий о том, что сословия только создавались в эту эпоху и что они же, так и не получив завершенных форм, начали столь же успешно разлагаться как раз тогда, когда в России появилось законодательное оформление четвертого сословия — крестьянства или свободных сельских обывателей, если воспользоваться легальным определением.
Формально сословия стали исчезать, когда государство перестало проводить ревизии, а вместо них ввело всеобщую перепись населения (1897 г.), поскольку именно ревизии, как мы сможем убедиться ниже, были тем правовым инструментом в руках правительства, посредством которого оно разграничивало все население Империи на сословные группы с фискальными целями. В дальнейшем, начав со всесословных выборов в органы местного самоуправления, правительство органически перешло и к всесословным выборам в Государственную Думу. Соответственно, мы подчеркиваем это, сословия в России de iure, не говоря уж о реальном наполнении их форм, так никогда и не были созданы в действительном и завершенном виде, так, как они существовали, например, в Западной Европе.