* * *
Что такое сословие? Общее определение, которое применялось в дореволюционном праве, гласило, что сословиями являются «такие группы подданных, для которых законы государства устанавливают различные права и обязанности и которым подданные принадлежат наследственно» [Эгиазаров. 1907. 3 : 8]. Для более правильного анализа проблемы, очевидно, имеет смысл сделать небольшое отступление в сторону сравнения сословной организации России с аналогичной структурой на Западе, откуда, собственно, сословия были заимствованы. Здесь сословия в виде особого субъекта частного (sic!) права (corpus morale et politicum) появляются в XI — XIII вв. Главной особенностью сословий с момента их зарождения стало их собственное самоуправление. Фактически государство никак не влияло на внутреннее управление сословия, это с одной стороны. С другой стороны, сословия организовывали те виды трудовой деятельности (professio — в самом широком смысле этого слова), которые лежали в основе потребностей данного общества. Поэтому с самого начала сословия, будучи организованы на принципах частного права (со строго юридической точки зрения они были именно субъектами частного права), выполняли вовне себя роль публичную: участвовали в местном управлении, в отправлении правосудия, но главным из них все же следует признать возможность представлять данное сословие i№ corporae перед лицом государственной власти, что влечет за собой противопоставление корпорации (сословия) государству. На этом противопоставлении, заходя уже в область другой науки, основывается так называемое гражданское общество.
Соответственно, только тогда, когда группы людей в России получили права на самоуправление (действительное!) этих же самых групп, на свой внутренний суд, на право приобретать на имя собственной организации имущества, представлять о своих нуждах, как тогда говорили, правительству и надлежащей власти, участвовать в управлении на местном или на общегосударственном уровне в качестве самостоятельного организационного целого, образовывать из своих членов общество на правах юридического лица, равно и тогда, когда закрепляется наследственное состояние лиц, входящих в сословие, только тогда возможно говорить в юридическом и от этого, разумеется, в узком смысле о факте существования сословия. При этом необходимо учитывать главную цель, которая, собственно, порождает сословие: противопоставление государственному целому, как частное противопоставляется общему, налагая на частное способность отражения общего, т.е. сословие как корпорация должна иметь организационную структуру как на уровне местных обществ, так и на уровне всего государства.
Таков строгий критерий, выработанный западноевропейским правом и бытом. Парадокс же заключается в том, что в России, несмотря на формальное закрепление в период с 1785 по 1861 г. всех (или почти всех) данных отличительных черт, фактически сословия так и не смогли быть отделены от государства и противопоставлены ему. Несмотря на все попытки европеизации и модернизации государственного быта России, восторжествовал старый московский принцип: служебная роль любой общественной группы. Вот почему имперский период вовсе не является полной противоположностью предшествовавшего Московского периода!