В основном оформление сословности духовенства шло через укрепление за ним двух привилегий: наследственности служебных мест в приходах (принцип викариата) и получения специального вида образования, которое также давалось наследственно. В первом случае ревизии являлись одним из главных средств укрепления священников за их служебными местами. Правительство своими указами только лишний раз подтверждало действие приписного характера ревизии, например, Указ 1744 г. специально указывал на то, чтобы свободные штаты в приходах занимались только детьми духовенства, «ибо церкви святые удобнее и приличнее наполнять таковыми чинами, нежели как прежде, по необходимой нужде в рассуждении в причте церковном недостатка, крепостных и помещичьих людей и крестьян в церковный причт определять, из чего бы последовать могло то, что положенных в подушный оклад выключать, а неположенных и свободных в тот оклад класть» (ПСЗРИ. 1-е изд. Т. XII. № 8904). Следующий указ, подтверждающий это правило, принимается в 1769 г., а ревизией 1784 г. оно окончательно укрепляется. Вместе с тем действие петровского Регламента, по-прежнему допускавшего выборность приходских священников, упраздняется только в 1797 г. при Павле I. Поведение выборщиков по действовавшему на тот момент праву квалифицировалось как «скоп и заговор», поскольку любое сборище законодательством в этот период воспрещалось. Положения, содержащиеся в данном указе, явились источником Устава духовных консисторий 1844 г. регулировавших внутреннюю жизнь церкви в XIX в. Вообще консистория как раз и была тем органом сословного управления, который согласно определению необходим для сословия в целом. Именно консистории осуществляли суд духовных лиц, неподсудных суду общей юрисдикции (прим. к ст. 2 Уч. суд. уст. 1864 г.).
Относительно второй привилегии, сформировавшей духовенство, можно заметить, что законодательно требование от духовного лица образовательного ценза было закреплено уже Духовным регламентом Петра 1722 г. Следующим актом можно назвать Указ 1728 г., запрещавший брать на учебу в школу детей крестьян и солдат, если заранее известно, что они не будут взяты в духовное служение. Тем не менее понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы Указами от 26 июня 1808 г. и от 27 августа 1814 г. все сыновья духовенства с шестилетнего возраста зачислялись в духовные училища. Одновременно с этими указами устанавливалось, что необходимым условием для посвящения в сан является обучение в таких училищах и семинариях.
Помимо означенных прав и привилегий духовенство с 1797 г. представляется к государственным наградам, что давало в случае пожалования ордена определенной степени личное или потомственное дворянство (sic!), с 1798 г. оно полностью освобождается от всех полицейских повинностей; Указом от 22 мая 1801 г. духовенство запрещено подвергать телесным наказаниям, в 1808 г. эта привилегия распространяется на причт, но только в 1863 г. это право распространено и на детей священников, правда, в связи с отменой телесных наказаний (кроме крестьян). По Закону 1869 г. (отменившему систему викариата) лица белого духовенства стали пользоваться правами личного дворянства, это право распространялось и на их вдов; дети духовенства, не посвятившие себя церковному служению, пользовались правами почетных граждан.