Положение черного духовенства (монашества) в отличие от белого регулировалось несколько отличным режимом. Прежде всего правительство стремилось ограничить в него доступ лиц податного сословия. Равно общее направление политики государства, начиная с Петра, было вообще нацелено на искоренение монашествующих, перелом, однако, наступил в царствование императора Николая I, когда монастырям был предоставлен более льготный режим по владению недвижимостями по сравнению с предыдущим периодом. Статус черного духовенства в значительной степени, нежели белого, регулировался каноническим правом. Именно из разряда черного духовенства полагалось производить рукоположение высшего клира — епископов.
Дворянство.
Дворянство как сословие сформировано было de iure Жалованной грамотой 1785 г. Именно этим документом определялось и главное его основание — служба: «Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание Благородное» (пр. 1 ЖГД). Однако существенный парадокс положения дворянства заключался в том, что оно органически не имело ничего общего с понятием аристократии и аристократического в действительном понимании этих слов. Факт, который буквально бросался в глаза многочисленным иностранным путешественникам начиная с Д. Флетчера и заканчивая, например, бароном А. Гакстгаузеном.
Понятие аристократизма применительно к российским условиям требует определенного этимологического анализа. Дело в том, что устоявшееся определение этого термина от греческого «АльфаРоЙотаСигмаТауОмикронДзэта» (лучший, отличнейший, знатный) не несет в себе действительного обозначения всей совокупности подразумеваемых оттенков значения; во многом значение этого слова сводимо к латинскому meritum, от которого происходит современный термин «меритократия». Аристократ в таком значении слова есть человек, возвысившийся не благодаря своим прирожденным качествам, а благодаря заслугам — во многом случайным обстоятельствам. Как раз именно это подразумевает пр. 1 ЖГД.
Истинное значение аристократизма раскрывается в значении благородности: «ГаммаЭпсилонНиНиАльфаЙотаОмикронДзэта» — говорили греки, ср. virge№erosus (лат.); исторически аристократы в древних Афинах именовались «ЭпсилонИпсилонПиАльфаТауРоЙотаДельтаАльфаЙота»; в латинском термину «ЭпсилонИпсилонПиАльфаТауРоЙотаДельтаЭтаДзэта» соответствовал patricius — все это аристократы не по заслугам, а по рождению, такому человеку нет необходимости доказывать свое благородство. Эвпатридам и патрициям древних греков и римлян соответствует и сейчас еще держащийся в германских языках термин der Adel, этимология которого указывает на родовитость, происхождение из рода не простого, а отличного качеством своих членов. У славян (особенно западных) нечто подобное наблюдалось в термине «шляхетство» (slechta, szlachta), корень которого «lech» служил обозначением благородного рода, тем самым совпадая по смыслу с адалингом германских племен (ср., однако, нем. das Geschlecht). У русских (восточных) славян ничего похожего мы не встречаем (разве что боярин, правда, и это слово кажется заимствованным из тюркского языка). Причем эта лексическая бедность, как известно, отражалась и на практике — 99% древнейших дворянских родов России имеет нерусское (неславянское) происхождение. Соответственно, дворяне или дети боярские, как их называли до Петра, были тем служилым слоем населения, происхождение которого мало чем отличалось от происхождения другого служилого слоя населения (за исключением высших служилых родов). Кроме того, непосредственно «дворянами» в последнее десятилетие Московского царства именовались средние разряды служилых людей, что для высших разрядов считалось именоваться зазорным. Поэтому первое время в России не мог устояться доморощенный термин.