Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 309 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

Характер власти министра до 1906 г. также чисто технически напрямую замыкался на личность Императора, на усмотрение которого каждый отдельный министр в порядке предоставленной ему компетенции подавал доклад. Подобный порядок устанавливался еще Манифестом 1802 г., причем в данном акте делалось уточнение о еженедельном представлении докладов. И хотя министр в административном порядке подчинялся первоначально Сенату по Указу «О правах и обязанностях Сената» того же 1802 г., то вскоре выяснилось, что надзор Сената над министерствами представляет собой фикцию, так как все решения министров утверждаемы были по докладу на высочайшее имя непосредственно самим Императором. Именно этот установившийся порядок привел к необходимости преобразования всей системы центральных учреждений, с таким блеском проведенного графом М.М. Сперанским. Самостоятельное право министра докладывать Императору по делам своего ведомства определено было точной законной формулировкой ст. 220 Об. уч. мин. 1811 г. применительно к участию министра в законодательстве: «Отношения министров к власти законодательной состоят в том, что они могут представлять о необходимости нового закона или учреждения или об отмене оного». Помимо этого министры по образовании Государственного Совета в 1810 г. по должности своей стали еще и членами этого Совета и напрямую участвовали в обсуждении вносимых в него законопроектов. После 1906 г. это положение министров претерпевает изменения, и отныне они обладают правом только законодательной инициативы солидарно как члены Совета Министров (ст. 12 отд. 1 Указа от 19 октября 1905 г.) и единолично, i№ perso№am (ст. 34 Уч. Госдумы 1906 г.).

Общее содержание власти министра заключалось в традиционной сфере исполнительной власти: «Власть министров состоит в том, что они могут понуждать все подчиненные им места и лица к исполнению законов и учреждений» (ст. 210 Об. уч. мин. 1811 г.). Сперанский задумывал новое учреждение министерств специально с целью углубления административного разделения власти, что, по его мнению, должно было улучшить общее управление. Согласно этому, ст. 191 Уч. мин. Т. I Св. зак. изд. 1892 г. (ср. ст. 208 Об. уч. мин. 1811 г.) гласила: «Существо власти, вверяемой министрам, принадлежит единственно к порядку исполнительному; никакой иной закон, никакое новое учреждение или отмена прежнего не могут быть установляемы властью министра», при этом отправление такой власти мыслилось законодателем постоянным: «Министерства устроены на тот конец, чтобы непрерывным действием их и надзором доставить законам и учреждениям скорое и точное исполнение» (ст. 190 Уч. мин. Т. I Св. зак. изд. 1892 г.).

Структура министерства.

По своему составу министерство представляло собой смешение начал личной ответственности и коллегиальности в выработке общих мер по управлению, решения по которым принимает министр под свою личную ответственность. Согласно этому порядку организации министерство подразделялось на управление и главные части, по терминологии Общего учреждения министерств 1811 г. Управление министерства вверялось министру: «Управление каждого министерства вверяется лицу, определенному непосредственно Его Императорского Величества избранием, с званием министра, главноуправляющего или главноначальствующего» (ст. 1 Уч. мин. Т. I Св. зак. изд. 1892 г.). По должности пост министра приравнивался к званию сенатора. При министре состоял в должности его помощника товарищ министра, в некоторых министерствах их было больше (например, в МВД было три товарища министра).

Пожертвование на развитие ресурса