С принятием христианства положение холопов, особенно крещеных, должно было меняться к лучшему. Так, рождение рабыней от хозяина детей вело к обретению ею и детьми свободы после смерти рабовладельца. По церковным уставам рабыня и дети могли претендовать на часть имущества господина. Очевидно заимствование через каноническое право положения Моисеева законодательства об обретении рабом свободы, если он получал увечье от своего господина.
Необходимо подчеркнуть, что именно холопы и закупы составляли население частновладельческих вотчин в ту эпоху. Впрочем, этот порядок в России удерживался столетиями, вплоть до XVIII в.!
§ 3. Власть Киевской Руси
Вече.
«Народ и князь, — писал известный русский юрист В.И. Сергеевич, — суть два одинаковых существенных элемента древнерусского общественного быта: с одной стороны, народ не может жить без князя, с другой — главную силу князя составляет тот же народ. Участие народа в общественных делах проявляется под формой веча» [Сергеевич. 1867. С. 1]. И действительно, лучше и точнее не скажешь, так как древняя форма государства (особенно эпохи варварства) имеет ту отличительную черту, суть которой состоит в практически полностью неразвитой форме исполнительной власти, ее аппарата. В данной ситуации государство нельзя характеризовать как аппарат насилия по Марксу, поскольку той стадии развития, при которой государство можно отождествлять с аппаратом насилия, оно (государство) достигает только при капитализме. До этого момента аппарат подавления-исполнения находится, что называется, i№ status №asce№di — в стадии становления. Следовательно, в обществе, где исполнительный аппарат развит слабо, у власть предержащих есть одна только возможность добиться выполнения решения — допустить к выработке его тех, кому оно адресовано. Древнерусское государство есть яркая форма данной конструкции власти.
Первое упоминание о вечевых собраниях у славян мы встречаем у писателей раннего Средневековья. Что же касается русских славян, то, как считал В.И. Сергеевич, наиболее древнее упоминание о вече — это сообщение Нестора о совещании полян по поводу выплаты дани хазарам. Первое точно датированное вечевое собрание — сообщение Повести временных лет об осаде Белгорода в 997 г. печенегами: «…и удолжиша остоя град, и бе глад велик, и створиша вече в Белгороде» (ПСРЛ. Т. XXXVIII. С. 57).
Интересна этимология самого слова «вече». Древнерусское вече происходит от праславянского *vetio, ему же родственно др.-рус. ветъ, т.е. «совет». Но и это не все. Наиболее близкая аналогия, которая напрашивается слову «вече», — др.-рус. вещь. В некоторых памятниках выражение «вещь имея» означает «совещаться по какому-нибудь поводу». В Законе судном людям др.-рус. вещь переведено греч. «ПиРоАльфаГаммаМиАльфа», понятие дела, дела судебного или дела государственного управления. Кроме того, по толкованию выдающегося русского филолога И.И. Срезневского, вещати — то, чем занимаются на вечевом собрании, — во многом означает «заниматься государственными делами» [Срезневский. 1893. 1 : 253].