В дальнейшем законы подразделялись на постоянные и временные. Впервые практика подобного разделения встречается уже при Петре Великом, например Указ от 29 апреля 1721 г. «О различении указов на временные и к всегдашнему наблюдению издаваемые и о напечатании последних»; ср. Указ от 16 марта 1714 г., в котором между прочим читаем: «Указы все за нашею подписью разбирать надвое: которые временные — в особливую книгу, а которые в постановлении какого дела, то припечатывать, а именно что подлежит до коллегии, то в регламент коллегии, а что к уставу или к артикулам и прочим делам — в регламент, а не на время: то оные припечатывать на все годы к оным книгам». Впоследствии важные законы получили наименование «непременных», так они были названы в Манифесте от 14 декабря 1766 г., а законы временные получили более точное легальное толкование: «все те, кои определяют какое-либо обстоятельство государственное, перемене подлежащее» (Наказ Непременному совету от 5 апреля 1801 г.).
При Петре I устанавливается и общее деление законов на генеральные и сепаратные, иными словами, общие и частные. Правда, если в правление царя-реформатора различие этих актов определяемо было по способам издания, то в позднейшую эпоху под lex ge№eralis подразумевается общая норма, регулирующая ряд однородных отношений, а под специальным законом (lex special’s) подразумевается норма, регулирующая ряд фактов, характерных либо для части населения Империи — сословные законы, либо для части территории Империи — местные законы. Именно под определение lex specialis подпадало обычное право. Наконец, особенным видом специальных законов следует признать сепаратные акты (priva lex), согласно легальному определению, «указ так называемый сепаратный, то есть состоявший по частному делу, если в нем не будет именно означено, что он распространяется в подобных случаях и на будущее, и при этом если он не будет надлежащим порядком обнародован, не имеет силы закона» (ст. 67 Осн. гос. зак. Т. I Св. зак. изд. 1892 г.). Надо отметить, что сила сепаратных законов, одной из разновидностью которых были так называемые привилегии, представлялась чрезвычайно великой, не случайно ст. 70 Осн. гос. зак. по этому поводу гласила: «Высочайший указ по частному делу, последовавший или особенно на каком-либо роде дел состоявшийся по сему именно делу или роду дел, отменяет действие законов общих». Впрочем, это постановление только подтверждало старую презумпцию: lex specialis derogat ge№eralis.
Последней классификацией в этом ряду следует признать уже неоднократно упоминавшиеся нами устные указы, каковые по характеру своего применения представляли собой дополнение и изъяснение закона («истинный смысл закона» — ст. 55 Осн. гос. зак.), а также указывали способ его исполнения.
Законы по форме выражения. Во многом эти акты представляли собой смесь установлений самых разных наименований, объединенных их материальным содержанием, — по этому критерию все они содержали общие нормы права. Последуем в классификации этих форм за М.М. Сперанским, доктринальные определения которого были положены в основу легального же определения. Как гласил закон, ст. 53 Осн. гос. зак. Т. I Св. зак. изд. 1857 г., «законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения». Примечание к данной статье гласило: «Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются сверх сего рескриптами и указами».