Ведомству нижней расправы подлежали все дела как уголовного, так и гражданского порядка «для тех людей и селений, для которых сей суд установлен» (ст. 337 Уч. губ.); кроме того, ей подлежали дела по межевым спорам. Довольно сложный порядок определения подсудности устанавливался законом для дел, затрагивающих юрисдикцию нескольких судебных инстанций. В этом случае предписывалось: «Дела же такого рода, кои касаться могут вообще как до нижней расправы, так до городового магистрата и до уездного суда, должны быть разобраны и решены обще же теми судами, до коих оные подлежат» (ст. 340 Уч. губ.). Обжалование решений нижней расправы производилось в верхнюю расправу (ст. 341), при этом устанавливалось правило, согласно которому обжаловать можно только иски ценой не ниже 25 руб. (ст. 342). Сроки заседания нижней расправы не отличались от сроков заседаний других сословных судов.
Верхняя расправа выступала апелляционной инстанцией к решениям, принятым нижней расправой. Кроме того, в некоторых случаях она заступала место верхнего земского суда (ст. 358 Уч. губ.). Апелляции на решения самой верхней расправы приносились в палаты, при этом по гражданским делам допускалось обжалование исков ценой не ниже 100 руб. Решения верхней расправы по уголовным делам подлежали утверждению палаты уголовного суда. Сроки заседания верхней расправы не отличались от сроков заседаний остальных сословных судов. При верхней расправе находились прокурор и два стряпчих.
Особую инстанцию на уровне губернии представлял совестный суд. Основание появления этого учреждения следует целиком отнести к философии эпохи Просвещения: когда разум человека объявлялся последней инстанцией и прибежищем палладиума человечества, то поэтому совершенно естественной кажется следующая причина, повлекшая создание такого суда: «Понеже личная безопасность каждого верноподданного весьма драгоценна есть человеколюбимому Монаршьему сердцу, и для того, дабы подать руку помощи страждущим иногда более по нечестивому какому ни на есть приключению либо по стечению различных обстоятельств, отягочающих судьбу его выше мер им содеянного, за благо разсуждается всемилостивейше учредить» (ст. 395 Уч. губ.). Применимым правом в совестном суде должны были являться нормы ius №aturalis, конкретизированные следующим образом: «1) человеколюбие вообще, 2) почтение к особе ближнего яко человеку, 3) отвращение от угнетения или притеснения человечества» (ст. 397 Уч. губ.). Здесь просто невозможно удержаться и не отметить: это прямые мысли монархини, при которой крепостное право достигло своего наивысшего расцвета!
Совестный суд состоял из совестного судьи и сословных заседателей, последние избирались в количестве двух от дворян, горожан и государственных крестьян губернии (ст. 396 Уч. губ.). Все они избирались сроком на три года и участвовали в разбирательстве дел, сторонами которых были лица равной с ними сословной принадлежности. Подсудность этих судов также определялась довольно оригинально: преступники, совершившие правонарушение по неосторожности или в силу непреодолимых препятствий, малолетние и умалишенные преступники также судились этим судом. Равно под влиянием философии Просвещения ведомству этих судов подлежали «дела колдунов или колдовства, поелику в оных заключается глупость, обман и невежество» (ст. 399 Уч. губ.). Совестный суд в качестве третейского мирового суда рассматривал гражданские дела, которые стороны сами согласятся передать на его рассмотрение; в этом случае суд преследовал следующие цели: «1) доставить обеим сторонам законную, честную и бестяжебную жизнь, 2) злобы, распри и ссоры прекратить, 3) доставить каждому ему принадлежащее, 4) облегчить судебные места примирением спорящих лиц» (ст. 400). Особенно интересным в компетенции Совестного суда представляется положение, предоставлявшее ему право рассматривать законность содержания под стражей лица: