Общее количество членов жюри присяжных согласно закону равнялось 30 (ст. 68 Уст. уг. суд.). Из этого числа заседателей прокурор и обвиняемый имели право отвода 12 членов (ст. ст. 656 и 657 Уст. уг. суд.), из оставшихся 18 присяжных полагалось жребием избрать 12 действительных и двух запасных заседателей (ст. 658 Уст. уг. суд.). Из этого состава и образовывалось присутствие присяжных в окружном суде.
Исполнение должности присяжного заседателя являлось не правом (привилегией), а обязанностью русских подданных. За уклонение от исполнения этой обязанности закон карал штрафом от 30 до 300 руб. и лишением права избирать и быть избранным в должность, требующую общественного доверия (ст. 652 Уст. уг. суд.).
Институт судебных следователей был впервые введен судебной реформой 1864 г., до этого следствие целиком находилось в руках полиции или самого суда, поскольку дореформенный процесс носил ярко выраженные инквизиционные черты. Общее основание для института судебных следователей устанавливалось следующей нормой закона: «Судебные следователи, считаясь членами окружного суда, состоят в назначенных для каждого из них участках» (ст. 79 Уч. суд. уст.).
Судебные следователи, таким образом, представляли собой чиновников Министерства юстиции, производящих предварительное следствие. Необходимое содействие в этом им оказывала полиция, а надзор за законностью следствия осуществляла прокуратура. При этом уголовный процесс различал такой вид процессуального действия, как дознание. Последнее производилось чинами полиции. Дознание, таким образом, являлось особой стадией, предваряющей следствие.
Судебная палата учреждалась в качестве суда второй инстанции для апелляционного рассмотрения решений окружного суда. Юрисдикционный округ палаты состоял из нескольких губерний или областей. Сама палата подразделялась на отдельные департаменты, каждый из которых состоял из председателя и определенного количества членов. Один из председателей департаментов судебной палаты являлся общим председателем этого судебного установления. Также как и члены окружного суда, члены судебной палаты назначались на должность высочайшей властью по представлению министра юстиции. В случае рассмотрения особо важного уголовного дела (государственные преступления) палата могла выступать судом первой инстанции, в связи с чем в ее состав вводилось присутствие из сословных представителей. При палате состояли прокурор и определенный штат его заместителей.
Высшей кассационной инстанцией Империи являлись кассационные департаменты Сената: один по уголовным, другой по гражданским делам; оба они находились в Санкт-Петербурге. Решение по делу принималось на общем заседании департамента (ст. 116 Уч. суд. уст.). Общее собрание департамента следует отличать от соединенного присутствия кассационных департаментов. Последнее создавалось в случае необходимости разрешить вопрос о подсудности дела тому или иному департаменту. Также в предусмотренных законом случаях из кассационных департаментов Сената создавалось специальное присутствие для рассмотрения особо важных государственных преступлений. В это присутствие по закону входили председатель Государственного Совета (в том случае, если таковой был, — по закону, как знаем, Император председательствовал в Совете, но в некоторых случаях назначалось и особое лицо), председатели департаментов Государственного Совета, первоприсутствующие сенаторы общих собраний кассационных департаментов Сената (ст. 1062 Уст. уг. суд.).