Во время пира дружинники «подпъяху и начаша роптати на князя, глаголюще: «Зло есть нашим головам ясти деревянными лжицами, а не серебреными». Се же слышав, Володимер повеле ковати лжици серебряные, и ясти дружине, рек сице, яко: «Серебром и златом не имам налести дружины, а дружиною налезу серебро и злато, яко дед мой и отец мой доискался с дружиною злата и серебра». Бе бо Володимер любя дружину, и с ними думая о устрои земнем, и о ратех, и о уставе земнем» (ПСРЛ. Т. XXXVIII. С. 56 — 57). О теснейшей связи князя и его дружины свидетельствует и другое сообщение летописца. Так, в 1024 г. после известной междоусобной битвы с полками Ярослава его сводный брат Мстислав, «виде лежачи иссечены от своих северян и варягов Ярославлевых, и рече: «кто сему не рад, се лежит северянин, а се варяг, а своя дружина цела» (ПСРЛ. Т. II, стб. 136).
Вторая эпоха дает о себе знать к концу XI в. Новгородский летописец невероятно убедительно проводит эту грань: древние князья и мужи их «не сбираха много имения, ни творимых вир, ни продаж вскладаху люди; но оже будяше правая вира, а ту возмя, даваше дружине на оружье. А дружина его кормяхуся, воююще иные страны, и бьющееся и рекуще: «Братия, потягнем по своем князе и по Русской земле»; глаголюще: «мало ж есть нам, княже, двухсот гривен». Они бо не складаху на свои жены златых обручей, но хожаху жены их в серебряных; и расплодили были землю Русскую» (ПСРЛ. Т. III. С. 104). Вторая эпоха, таким образом, заключалась в изменении формы эксплуатации князем волости, в усилении его аппарата власти. Теперь дружина — это не Krigssamfu№d эпохи варягов, не ватага подельников, с которыми князь делит военное счастье, а подчиненный князю инструмент господства (i№strume№tum reg№i).
Именно в эту эпоху происходит резкая дифференциация в среде дружинников на старейшую дружину и на молодшую, несмотря на то что такое различие отмечалось и ранее. Старшие дружинники теперь занимают исключительно привилегированное положение: из их среды князь назначает своих посадников и наместников, им поручают наиболее ответственные мероприятия, из их среды растет слой княжих бояр. Младшие дружинники составляют разряд многочисленных слуг: из их среды происходят княжии конюшии, тиуны, вирники, пятенщики, мятельники и прочий мелкий чиновный люд той эпохи. В большинстве своем именно через них князь управляет не только волостью, но и своей вотчиной.
Вотчинное управление.
Князь в Древней Руси осуществляет три функции: он судит население, командует ополчением и заведует финансами — собирает налоги. Основу его системы управления составляет управление собственной вотчиной, структура которого зеркально отражена в структуре управления волостью.