Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 364 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

Что касается первой проблемы, проблемы места марксизма в западной философской традиции, то она покажется решаемой с определенной простотой. Марксизм с трудом, но укладывается в традицию европейской, но только не светской, а религиозно-рационалистической мысли протестантского толка. Сам Маркс подчеркивал свое радикальное расхождение с современной ему философией, полагая, что он открыл единственно верную науку, объясняющую действительность, тогда как вся остальная философия есть не что иное, как иллюзия, затемняющая реальность. Вот эта вера Маркса в свою научную непогрешимость и делает его учение своего рода религией. Религиозно-ритуальная сторона марксизма очень ярко дала о себе знать именно в советских гуманитарных науках, хотя в СССР предпринимались серьезные попытки создать «правильную» марксистскую физику и математику. Уже поэтому нельзя считать марксизм ответвлением западной секулярной философии, хотя по частоте употребления гегелевской терминологии марксисты могут дать фору кому угодно. Эта частота употребления диалектических понятий и придавала в некотором роде наукообразность советским наукам, царицей которых являлась советская философия. Не случайно в связи с этим известный специалист по марксизму монах-иезуит Г. Веттер охарактеризовал советскую философию как «материалистический эволюционизм, выраженный в диалектической фразеологии» [Wetter. 1958. С. XI].

Система Марксова учения, напомним, разработанная его эпигонами, очень скоро приобрела характер устоявшейся догматики, составными частями которой стали диалектический материализм, исторический материализм и научный социализм. Именно в такой последовательности изложены основы марксизма его неразлучным другом Ф. Энгельсом — лицом, не имевшим даже законченного среднего образования, — в работе «Анти-Дюринг». Самой нелепой из этой «теодицеи» является ее первая часть — диалектический материализм. Согласно определению «Философской энциклопедии» 1962 г. издания «диалектический материализм — философия марксизма, являющаяся мировоззрением рабочего класса. Будучи подлинно научной, единственно истинной философией, диалектический материализм — это наука, изучающая отношения сознания к объективному материальному миру, наиболее общим законам движения и развития природы, общества и сознания». Из этой наукообразной тарабарщины может быть сделан только один вывод. Диамат — это констатация простых истин о состоянии материи, познаваемых либо опытным, либо, что чаще, интуитивным путем.

Значительно больший интерес представляет вторая составная часть марксизма — исторический материализм. Сердцевина учения исторического материализма как системы взглядов определяется знаменитым схоластическим постулатом: «Бытие определяет сознание». Бытие, по Марксу, это совокупность средств воспроизводства жизни. В общем виде — это способ производства средств, необходимых для поддержания и, соответственно, воспроизводства жизни. Поэтому «способ производства, — говорит Маркс в своей эпохальной работе «Немецкая идеология», — надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени — это определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством — совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они это производят. Что представляют собой индивиды — это зависит, следовательно, от материальных условий их производства». В результате подобной напыщенной диалектической галиматьи возможен только один постулат, банальный до невозможности. Решение достигается простым фокусом. «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие есть реальный процесс их (индивидов. — М.И.) жизни. Если во всей их идеологии люди оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни, как обратное изображение предметов на сетчатке глаза проистекает из непосредственного физического процесса их жизни».

Пожертвование на развитие ресурса