С крушением исторической русской власти и установлением в стране коммунистического режима о научном творчестве в его подлинном смысле говорить уже не приходилось. «Русская история — контрреволюционный термин, одного издания с трехцветным флагом» — таков был общий настрой власти. Русская историческая и юридическая наука подверглась гонению, часть ученых была просто уничтожена большевиками. Восстановление проходило страшно тяжело и было сопряжено с рецидивами охоты на ведьм. Преподавание в высших юридических заведениях «Истории государства и права СССР», так теперь стала называться наука, возродилось только в 40-х гг. прошлого столетия. Огромную роль при этом сыграл С.В. Юшков, чья научная карьера началась еще до революции. Именно его перу принадлежит первый учебник по названной науке.
ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Глава II. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
§ 1. Праславянская общность как начальный этап формирования древнерусской государственности. § 2. Генезис государственности восточных славян.
§ 1. Праславянская общность как начальный этап
формирования древнерусской государственности
Праиндоевропейская древность и ее социальные формы.
Общность индоевропейских народов, к которой относят предков славян, была установлена благодаря изысканиям филологов (лингвистической палеонтологии) еще в конце XVIII в. Сам факт общности предков народов, обитающих сегодня от Ганга до Британских островов (исключая, разумеется, Новый Свет), поставил перед историками и этнологами ряд вопросов, ответы на которые дали возможность взглянуть на историю Евразии не то что в новом, а в истинном свете. В связи с чем уже с начала XIX в. в науке появляется традиция, занятая поиском прародины народов индоевропейской общности. Занятие не столь уж праздное: найдешь прародину — установишь направление древнейших миграционных потоков — ответишь на вопрос: как происходило взаимодействие древних этносов, как в конце концов происходило становление форм цивилизации, главнейшей из которых со времен Гегеля считают государство?
Традиция поиска прародины имеет несколько этапов, нельзя сказать, что совершенно бесплодных, но и не увенчавшихся, надо это признать, полным и точным ответом на поставленный вопрос. Первым по времени был этап, когда ученые пытались, опираясь на данные сравнительного языкознания, локализовать прародину ариев 1 . Например, возникла теория азиатского происхождения ариев. За основу поисков было взято общее название для всех индоевропейцев такого дерева, как береза: санскр. bhurja, нем. bierke, сканд. bjorke, д.в.н. birikha. Простой вывод, сделанный по аналогии, требовал поместить родину праиндоевропейцев где-то на северо-западных отрогах Гиндукуша, в Семиречье и поймах Сырдарьи и Амударьи. Но вот различное название такого продукта, как соль, у азиатских и европейских ариев сильно поколебало уверенность в общей азиатской прародине. Кроме того, различалось название осла азиатских ариев: санскр. gyardabha, авест. khara и европейских: кельт. assal, готск. assilus, лат. asellus, ст.-сл. осьлъ. То же и для верблюда: санскр. ustra, авест. ushtra, но лат. camelus, греч. «КаппаАльфаМиЭтаЛамбдаОмикрон», ст.-сл. вельвлждъ, корни названия, вне сомнения, от готск. ulba№dus. Одним словом, выяснилось, что языковыми средствами родину праариев локализовать не удается.