Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 424 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

Документ оказался весьма примечательным. Именно в нем единственная правящая в СССР партия рассказала, как она будет строить коммунизм. Было конкретно указано, что к 1980 г. в стране будет создана материально-техническая база коммунизма, а к 2000 г. окончательно установятся коммунистические общественные отношения. Как и любая концепция, построенная на идее прогресса, идее предсказуемости истории, эта концепция строительства коммунизма в отдельно взятой стране была изначально неверной. Но, даже будучи ошибочной, она провоцировала определенную социальную реальность, впрочем, столь же эфемерную, как и сама идея. Эта реальность, в частности, была отражена в конституционном и законодательном материале.

Прежде всего Конституция 1977 г. взяла за основу идею так называемого общенародного государства, в котором воплощается подлинная общенародная демократия, социалистическая по духу. Статья 9 Основного Закона СССР в связи с этим провозглашала: «Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения». Понятно, что подобная декларация нуждалась хоть в каком-нибудь нормативном оформлении. Эта задача была решена ст. ст. 48, 49 и 58 Конституции. В данных статьях закреплялись такие политические права граждан, как право участвовать в управлении государством и право вносить в государственные органы предложения по улучшению их работы, критиковать и обжаловать их решения.

Конечно, некоторые из этих прав скорее напоминали логический плеоназм, нежели нечто осмысленное. Например, право участвовать в управлении государством (ст. 48). Другое право — право критики государственных органов (ст. 49) — вообще представлялось двусмысленностью в стране, уголовный закон которой знает репрессию за антисоветскую агитацию и пропаганду. Форменным издевательством над здравым смыслом можно считать положения ст. 58, разрешавшей обжаловать действия государственных органов и должностных лиц.

Вообще, необходимо заметить, право критики, право жалобы скорее рассматривалось в советском государственном (конституционном) праве как право административной жалобы. Обжаловать действия органов власти в суде было невозможно. Поэтому граждане куда только эти жалобы ни писали: Генеральному секретарю ЦК КПСС, в ЦК КПСС, в адрес проходящего съезда и т.п. Полагалось же жалобу подавать в тот орган, на который гражданин жалуется. При отказе можно было писать в вышестоящие инстанции (см. Указ ВС СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Вед. ВС СССР. 1981. № 21. Ст. 741)).

Перестройка сказалась в том, что в 1987 г. был принят новый Закон «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан», но он был составлен так, что обжаловать можно было решение, которое было принято должностным лицом единолично. При советской системе принятия всех важных решений коллегиально, когда полагалось хотя бы формально проводить эти решения через коллегиальные органы власти, это право советских граждан вновь оказывалось фикцией. Поэтому единственное, что они могли сделать, — это обжаловать свое незаконное увольнение с работы! Впрочем, законодательство запрещало обжалование в суде увольнение некоторых категорий должностных лиц.

Пожертвование на развитие ресурса