Свобода союзов. Эта свобода была гарантирована первой советской Конституцией: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов РСФСР, сломив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив все препятствия, которые до сих пор мешали в буржуазном обществе рабочим и крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации» (ст. 16). Из этой формулировки явствовало, что общественные объединения граждан могут существовать в Советской России только при условии, если они содействуют делу строительства социализма: ст. 126 Конст. 1936 г., ст. 51 Конст. 1977 г. Несоветские организации преследовались уголовным законом: ст. ст. 60 — 63 УК РСФСР 1922 г., ст. 72 УК РСФСР 1959 г.
Эпоха гласности и перестройки вызвала к жизни легализацию так называемых неформальных объединений, многие из которых в конце 1980-х гг. стали прообразом будущих политических партий. Итоги этой либеральной политики воплотились в Законе СССР 1990 г. «Об общественных объединениях», основывавшихся на вполне цивилизованных нормах и принципах. Правда, и здесь нельзя не удержаться от замечания. Эти нормы и принципы мало чем отличались от законодательства Российской империи, посвященного той же проблеме.
Свобода совести. Эта свобода гарантирована была еще постановлением Временного правительства: «Каждому гражданину Российского государства обеспечивается свобода совести. Посему пользование гражданскими и политическими правами не зависит от принадлежности к вероисповеданию и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения в делах веры» (п. 1 Постановления «О свободе совести», Вест. ВП. 1917. № 109/155). Несмотря на видимый либерализм, это постановление ничего не говорило о статусе Русской православной церкви, чье государствообразующее значение не подлежит сомнению. Поэтому можно считать, что большевики продолжили борьбу либералов с верой и Церковью, но уже на конституционном уровне: ст. 13 Конст. 1918 г., ст. 124 Конст. 1936 г., ст. 52 Конст. 1977 г., декларировав одновременно свободу антирелигиозной пропаганды. На практике эта свобода означала политику гонений на Церковь, сопоставимую с гонениями языческих цезарей эпохи Римской империи. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже.
Право на труд. Советские конституции гарантировали населению право на труд: ст. 18 Конст. 1918 г., ст. 118 Конст. 1936 г., ст. 40 Конст. 1977 г. Формально это так и было. Однако толковалось это право столь широко и своеобразно, что оно фактически превращалось в обязанность. К этому заключению нетрудно прийти, ознакомившись с конституционной формулировкой 1918 г.: «РСФСР признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся да не ест!» Практика в этом вопросе не расходилась с конституционной нормой вопреки обычаю. Например, Постановление «О воспрещении безработным отказываться от работы» (СУ РСФСР. 1918. № 64. Ст. 704). Таким образом, в СССР право на труд ассоциировалось с обязанностью трудиться: ст. 1 КЗоТ 1918 г., СУ РСФСР. 1918. № 87 — 86. Ст. 905, ст. ст. 11 — 14 КЗоТ 1922 г., СУ РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903. Последний КЗоТ РСФСР 1971 г. ничего нового в эту сферу не внес. Обязанность трудиться подкреплялась уголовной репрессией, существовавшей от положения о «трудовом дезертирстве» — ст. 126 УК РСФСР 1922 г. до ст. 209 УК РСФСР 1960 г., закреплявшей такую квалификацию преступления, как «тунеядство» и «паразитический образ жизни». За тунеядство советских граждан положено было привлекать к ответственности с 16 лет, если они не учились в каком-нибудь учебном заведении и нигде не работали.