Сохранилась стенограмма первого и последнего заседания Учредительного собрания России. Из этого документа следует, что вся ответственность за срыв заседания единственно законного органа государственной власти лежит полностью и исключительно на партии большевиков.
С первого момента стало ясно, что большевики не поведут за собой Собрание. Открыл его не представитель Советской власти, как планировалось, а старейший депутат — С.П. Швецов, которого чуть ли не силой стащил с трибуны Свердлов, зачитавший Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Зачитав Декларацию, Свердлов предложил Собранию ее одобрить — получил отказ. Пришлось переходить к выборам председателя. И здесь большевиков ждало разочарование — председателем избрали лидера партии правых эсеров В.М. Чернова. Начались выступления ораторов. Текущая политика большевиков в этих выступлениях подвергалась аргументированной и острой критике. Наиболее знаменательна в этой связи речь Н.С. Чхеидзе — одного из лидеров социал-демократии (меньшевиков). С ней стоит ознакомиться!
Большевики перешли от тактики срыва прений к открытой конфронтации с большинством легитимного органа власти — покинули зал заседаний. Вскоре за ними последовали их тогдашние временные попутчики — левые эсеры. После ухода большевиков Собрание, наконец, могло работать спокойно, но было уже глубоко за полночь. Поэтому глубокой ночью, получив команду от руководства большевиков, охрана закрыла заседание. При этом состоялся известный диалог, цитируем по стенограмме:
Гражданин матрос: Я получил инструкцию, чтоб довести до вашего сведения, чтоб все присутствующие покинули зал заседания, потому что караул устал.
Председатель: Какую инструкцию? От кого?
Гражданин матрос: Я являюсь начальником охраны Таврического дворца и имею инструкцию от комиссара Дыбенки.
Председатель: Все члены Учредительного собрания также очень устали, но никакая усталость не может прервать оглашения того земельного закона, которого ждет Россия. Учредительное собрание может разойтись лишь в том случае, если будет употреблена сила.
Гражданин матрос: Я прошу немедленно покинуть зал заседания.
Воспользовавшись кратким замешательством, председательствующий сумел провести через Собрание ряд важнейших актов. Так, были одобрены: земельный закон, постановление о заключении справедливого мира, постановление об избрании делегации на мирные переговоры. Но важнейшим постановлением, имеющим основополагающее конституционное значение вплоть до сего дня, явилось постановление, определяющее форму правления и государственное устройство России. Как известно, форма правления была определена еще 1 сентября 1917 г. решением Временного правительства. Кстати, официально так и не опубликованное! Однако вряд ли стоит придавать ему значение, поскольку совершенно очевидно, что Временное правительство не было правомочно принимать такое решение, что признавалось даже таким большевистским юридическим столпом, как Стучка.
Последнее постановление Учредительного собрания гласило: «Именем народов, государство Российское составляющих, Всероссийское Учредительное собрание постановляет: Государство Российское провозглашается Российской демократической федеративной республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области в установленных в федеральной конституции пределах». Этим актом утверждался нормальный государственный строй многонационального государства. Иными словами, легальная власть в России не могла быть советской.