К последнему, четвертому организационному принципу Советской власти следует отнести принцип коллегиальности. Единоличное решение как форма управления в СССР не приветствовалось. Даже если инициатором этого решения был один человек, например Сталин, оно все равно оформлялось как решение коллегии — Политбюро, ЦК партии, Президиума Верховного Совета, исполкома и т.п. Советский бюрократический язык в этой связи выработал такой эвфемизм — «есть мнение группы товарищей!»
* * *
Итак, Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов конституировался к концу февраля 1917 г. Вслед за ним Советы стали образовываться во всех крупных промышленных центрах страны, в воинских подразделениях. Первым шагом на пути создания единой советской системы стало проведение летом 1917 г. I Всероссийского съезда Советов, на котором, как известно, Ленин заявил, что «есть такая партия», готовая взять всю полноту политической власти в России. Проблему для большевиков тем не менее составляло то, что большинство советских организаций не имели к рабочим и солдатам никакого отношения, все они были крестьянскими.
Это очень важная деталь, поскольку для большевиков она имела характер крупной теоретической проблемы. Дело в том, что для большевиков крестьянство не являлось классом. «Крестьянство само по себе не есть класс», — заявлял Стучка [Стучка. 1923. С. 50]. Объяснение этому крылось в мысли Маркса, высказанной им в его эпохальной работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». Согласно Марксу крестьяне не образуют класса в силу отсутствия между ними общности интересов. Их, дескать, связывают только местные нужды, а классового сознания, выраженного в интересе, того, что противопоставляет класс как целое другому классу как целому, у них нет. Следовательно, крестьянство — это масса, готовая только стать классом под революционным воздействием пролетариата. Классом крестьяне станут тогда, когда превратятся в сельскохозяйственных рабочих — того же пролетария, но уже трудящегося на селе, точно так же как пролетарий трудится у станка. Забегая вперед, заметим, что именно этим объяснялась политика Советской власти по отношению к русскому крестьянству все годы ее существования. Именно в этом корень такой беды, постигшей русскую деревню, которая получила меткое название «раскрестьянивание».
Поэтому крестьянские Советы необходимо было подчинить влиянию большевиков, а еще лучше слить их с рабочими Советами. Это и произошло, но только в марте 1918 г. Для подобной операции большевикам, собственно, и понадобились в качестве временных попутчиков левые эсеры. Но в то же время, хотим отметить, концепция «двоевластия», применимая к дооктябрьскому периоду, нуждается в серьезном уточнении. Двоевластие следует понимать не только как противостояние Временного правительства Советам рабочих и солдат, но и как противостояние Советам крестьянским, где господствовали эсеры, большевистским Советам рабочих и солдат! Перед большевиками стояла действительно очень трудная задача, задача борьбы на два фронта. И они с нею справились.